Цветы русского садаСтраница 1
Цветы сада также любимы русскими людьми.
Среди них особой любовью пользуется сирень. Происхождение названия сирень связано с древнегреческой легендой, рассказанной в «Метаморфозах» Овидия: Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели затем стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви.
Сирень родом из Персии. 400 лет назад сирень привезли в Вену, откуда она стала быстро распространяться по всей Европе.
У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени:
По утру, на заре
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…
Сирень вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов: стихотворение Е. Долматовского «Сирень» (1943)
В окоп донес июньский день
Умытых листьев шорох
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох
Хоть вдоль садов проходит фронт,
Но все цветет в сирени:
Село, и нежный горизонт,
И голубые тени.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья, -
Им тут светлее станет.
Любовь моя, сирень твоя
Сияет и не вянет.
В книге Н. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» читаем: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит, сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее обыкновенно возлюбленной только тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». Это восприятие сирени передалось и европейской, и русской культуре. В романе «Обломов» И. Гончарова для Ольги Ильинской сирень была олицетворением весны души, первой любви. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Ольга и Обломов расстались.
В поэме С. Есенина «Анна Снегина» сирень также стала символом печального расставания.
Еще перед встречей поэта с Анной звучит печальный мотив сирени:
Но вот и Криуша…
Три года
Не зрил я знакомых крыш.
Сиреневая погода
Сиренью обрызгала тишь…
И в конце поэмы, когда лирический герой узнает об отъезде Анны из России, вновь возникает образ сирени:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень…
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Замечательным эпитетом наделяет сирень А. Ахматова в стихотворении «Лучше б мне частушки задорно выкликать»: «белая Божия сирень». Б Пастернак при описании сирени экспериментирует со словом: «Всем роспуском кистей лиловогроздых. Сирень вбирает свежести струю».
Сирень – излюбленный образ русского натюрморта: картины П. Кончаловского и А. Шалаева «Сирень».
В русских лирических песнях сирень выступает символом любви, весны, радости. Здесь может прозвучать песня «Шофер» (слова Твардовского музыка М. Черемухина), «Сирень - черемуха» (слова А. Сафронова, музыка Ю. Милютина), «Белая сирень» (слова А. Поперечного).
Есть города, где особенно много сирени.
Так, поздней весной, серые стены и башни старого Таллина сливаются с лиловыми цветами сирени. И дальше, на севере Европы – в Финляндии, Норвегии – больше всего разводят сирень.
Похожие публикации:
Внешний вид и личные качества
Пуаро небольшого роста, с яйцеобразной головой, чёрными волосами, которые с возрастом он начинает красить (некоторые экранные воплощения изображены лысеющими или лысыми), «кошачьими глазами», строго ухоженными одеждой, обувью (часто кожан ...
Неомифологизм как элемент поэтики ранних романов В. Пелевина («Омон Ра», «Жизнь
насекомых»). Неомифологизм в структуре ранних романов В. Пелевина
В. Пелевин как автор популярной литературы прибегает к использованию современных мифологем, что очевидным образом обязано облегчить восприятие текстов писателя большей частью аудитории.
«Телеологичным» для любого произведения популярной ...
Романтизм в зарубежной литературе XIX века
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порыва ...