Цветы русского садаСтраница 1
Цветы сада также любимы русскими людьми.
Среди них особой любовью пользуется сирень. Происхождение названия сирень связано с древнегреческой легендой, рассказанной в «Метаморфозах» Овидия: Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели затем стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви.
Сирень родом из Персии. 400 лет назад сирень привезли в Вену, откуда она стала быстро распространяться по всей Европе.
У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени:
По утру, на заре
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…
Сирень вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов: стихотворение Е. Долматовского «Сирень» (1943)
В окоп донес июньский день
Умытых листьев шорох
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох
Хоть вдоль садов проходит фронт,
Но все цветет в сирени:
Село, и нежный горизонт,
И голубые тени.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья, -
Им тут светлее станет.
Любовь моя, сирень твоя
Сияет и не вянет.
В книге Н. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» читаем: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит, сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее обыкновенно возлюбленной только тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». Это восприятие сирени передалось и европейской, и русской культуре. В романе «Обломов» И. Гончарова для Ольги Ильинской сирень была олицетворением весны души, первой любви. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Ольга и Обломов расстались.
В поэме С. Есенина «Анна Снегина» сирень также стала символом печального расставания.
Еще перед встречей поэта с Анной звучит печальный мотив сирени:
Но вот и Криуша…
Три года
Не зрил я знакомых крыш.
Сиреневая погода
Сиренью обрызгала тишь…
И в конце поэмы, когда лирический герой узнает об отъезде Анны из России, вновь возникает образ сирени:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень…
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Замечательным эпитетом наделяет сирень А. Ахматова в стихотворении «Лучше б мне частушки задорно выкликать»: «белая Божия сирень». Б Пастернак при описании сирени экспериментирует со словом: «Всем роспуском кистей лиловогроздых. Сирень вбирает свежести струю».
Сирень – излюбленный образ русского натюрморта: картины П. Кончаловского и А. Шалаева «Сирень».
В русских лирических песнях сирень выступает символом любви, весны, радости. Здесь может прозвучать песня «Шофер» (слова Твардовского музыка М. Черемухина), «Сирень - черемуха» (слова А. Сафронова, музыка Ю. Милютина), «Белая сирень» (слова А. Поперечного).
Есть города, где особенно много сирени.
Так, поздней весной, серые стены и башни старого Таллина сливаются с лиловыми цветами сирени. И дальше, на севере Европы – в Финляндии, Норвегии – больше всего разводят сирень.
Похожие публикации:
1876 – 1881 “Дневник писателя”.
Достоевский, страстно желавший напрямую говорить с читателем, намеревался выпускать сначала единоличный журнал “Записная книга”, а затем — “нечто вроде газеты”. Эти замыслы частично осуществились в 1873 году, когда в редактируемом им в э ...
«Дама с собачкой»
В рассказах невозможны пространственные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», ...
Заключение.
Н. И. Страхов писал в своих воспоминаниях: “Журнальная деятельность Федора Михайловича Достоевского, если взять все вместе, имеет очень значительный объем. Он питал к этого рода деятельности величайшее расположение, и последние строки, им ...