Достоевский как редактор и издатель. 60-е годы. Издание журналов “Время” и “Эпоха”.Страница 2
М.М.Достоевский занимался больше финансовыми вопросами журнала, Ф.М.Достоевский осуществлял литературное руководство.
В журнале “Время” были опубликованы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные” Ф.М. Достоевского, “Житейские сцены” Плещеева, “Грех да беда на кого не живет” Островского, “Мое детство” Воронова, “Зимний вечер в бурсе” Помяловского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике, мастерски обработанной в редакции; в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразным и интересным для публики и собирал до четырех тысяч подписчиков.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений: с первого номера печатается роман “Униженные и оскорбленные”, Достоевский ведет критический отдел, который был открыт статьей “Ряд статей о русской литературе. Введение”, он принимает также участие в других трудах по журналу, в составлении книжек, в выборе и заказе статей, а в первом номере взял на себя и фельетон “Сновидения в стихах и прозе”.
Существенную роль в журнале играл критик-идеалист Н. Страхов, который с согласия издателей защищал некую особую самобытность русского народа, развивал идеи так называемого почвенничества в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому утопическому социализму. Журнал утверждал, что беда России не в крепостном праве (тем более что оно отменено), а в отрыве интеллигенции от народа. Он обвинял “Современник” в беспочвенности, в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни, и хотя “почвенники” не были однородны по своим взглядам, но их объединяло именно несогласие с революционными демократами.
Страхов особенно горячо возражал против материального улучшения жизни народа. Изменение положения масс должно идти через моральное религиозное усовершенствование: мир нельзя исцелить ни хлебом, ни порохом, а лишь “благой вестью”. Терпение русского народа истолковывалось как заслуживающая одобрения добродетель. Свою враждебность к нигилистам Страхов, по собственному признанию, старался передать и Ф.М. Достоевскому. Консервативность журнала некоторое время маскировалась выпадами против Каткова, насмешками над его страхом перед “Современником”. Журнал возражал И. Аксакову, оспаривал мысли статьи “Публика — народ”. Но все это не мешало нарастанию его враждебности по отношению к революционной демократии. Салтыков-Щедрин, Антонович в “Современнике” не раз выступали против непоследовательности позиции “Времени”, реакционности ряда пунктов его социальной программы, отрицания борьбы классов.
В журналах братьев Достоевских публиковались и молодые авторы. Среди них была двадцатилетняя Аполлинария Суслова. В жизни Достоевского она сыграла роль роковой женщины, черты характера которой отразились потом в образах его инфернальных героинь (Полины, Настасьи Филипповны, Катерины Ивановны).
В своих журналах Достоевский, призывая к “всеобщему духовному примирению”, пытался взять на себя роль посредника между либералами и революционными демократами. Стремясь стать выше борьбы партий, он призывал к духовному единению и братству сословий в России, к примирению дворянства и народа. Достоевский указывал, что, в отличие от Западной Европы, духовная связь между высшими классами и народом в России является якобы преимуществом ее исторического развития.
Спор Достоевского с демократическим лагерем не ограничивался политическими вопросами. Достоевский выступает и с критикой эстетической программы революционных демократов. Он пишет полемическую статью “Г.— бов и вопросы искусства”, направленную против Добролюбова и всего лагеря революционно-демократической литературы, стремясь нейтрализовать ее могучее влияние на читателей. Высмеивая заботу “утилитаристов” о пользе, о практическом значении искусства, которые якобы ставила во главу угла демократическая эстетика, Достоевский обвиняет ее в том, что она превращает искусство в сухое резонерство, умаляет значение художественности.
Похожие публикации:
Реализация хронотопа метарассказа в романе «Омон Ра»
Впервые широко (что обусловлено выбранным жанром) неомифологизм как черта поэтики реализуется В. Пелевиным в романе «Омон Ра».
Этот же роман открывает ряд текстов, в которых создание мифологем обретает место объекта изображения. Советска ...
Южная Ссылка (1820-1824), Северная ссылка
(Михайловское) (1824-1826)
Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта ...
Роль культурных кодов в литературе постмодернизма
Постмодернизм в литературе – литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичност ...