Шлем ужаса… Что это?Страница 2
«Шлем ужаса» в 2005 году стал театральным проектом молодого модного режиссера Живиле Монтвилайте. Авангардистка Монтвилайте – выпускница ГИТИСа. Режиссерский курс она окончила в 2001 году. В Москву она приехала лет восемь назад, «учиться театру». Живиле ставила различные спектакли на современные, актуальные темы. На этот раз она взялась за сложный и абсолютно, на первый взгляд, «нейтральный» роман/повесть Пелевина «Шлем ужаса». Тема спектакля соответствующая, в пелевинском духе – жизнь-лабиринт, трагичная любовь, люди будущего. Открытый многозначный финал. Действие разворачивается одновременно в трех пространствах – на сцене, на экранах в зале и на мониторах персональных компьютеров и ноутбуков. Как заманчиво говорят авторы проекта, зрителю предлагается новое качество театрального шоу, в котором ноутбук является неотъемлемым аксессуаром: Это красивое шоу, рассчитанное не только на искушенных театралов, но и на продвинутых молодых людей, живущих в беспроводном стиле».
А вот ощущения людей, которые побывали на спектакле:
- Режиссер избавился от давно уже приевшихся логических цепочек автора, заканчивающихся словами «которого на самом деле нет». В целом в пьесе достаточно и классицизма, и постмодерна.
- Весь наш мир – лабиринт, и Тесей, надевший шлем ужаса, ставший Минотавром и взглянувший в зеркало, видит себя же, Тесея. Мысль о том, что каждая частица шлема ужаса – это и есть шлем ужаса, разделенный также на несколько частиц, является центральной в постановке и книге. Лабиринт является символом жизни, как ее субъективно представляют герои пьесы.
- Перед зрителями установили компьютеры, благодаря чему каждый смог выбрать собственный режим восприятия и прямо во время спектакля обмениваться комментариями с другими зрителями, оказавшимися в зале. Благодаря новейшей технологии режиссеру удалось соединить в одном проекте литературу, театр, музыку, видео, художественный перфоманс и Интернет-чат.
- В целом, впечатление положительное – как от нормального концептуального театра. Были проблемы по технической части, с ноутбуками. Работал только чат, в котором шло обсуждение действия, но по большей части люди просто отрывались и знакомились. Во время спектакля кто-то даже ушел, но таких были единицы. Если не читал книгу и вообще не знаком с Пелевиным, или настроен на критическое восприятие, то происходящее кажется чем-то из серии «кто здесь?».
- Оттуда нет выхода. Хотя тупик на самом деле существует только в головах обитателей. И вырваться оттуда можно, осознав это. Россию называют тюрьмой народов. Тюрьма – тоже типичный лабиринт. Значит, и Россия – лабиринт, откуда нет выхода, покуда ты не осознаешь свою космополитическую суть.
- Я был слегка разочарован концовкой спектакля, которая не ответила на самый интересный вопрос книги: что дальше? «Шлем» работает циклами, и конец книги явно отсылает нас в начало.
Похожие публикации:
Роль культурных кодов в литературе постмодернизма
Постмодернизм в литературе – литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичност ...
Происхождение кумулятивных сказок
Сейчас, когда не сделана даже точная опись кумулятивных сказок, а часто они не осознаются как особый разряд, проблематика кумулятивной сказки еще не может быть разрешена с достаточной полнотой. Принцип кумуляции ощущается как реликтовый. ...
Мистическая литература В.Пелевина
Пелевин интеллектуален и современен, в его произведениях с естественной точностью воспроизводятся человеческие типажи сегодняшнего дня — бизнесмены и бандиты, телекомментаторы и наркоманы, криэйторы и чечены. Этого мало — пересекаются ре ...