Звук и смысл: теория вопросаСтраница 1
Еще в древности возник вопрос о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются "по соглашению", полностью произвольно, по принципу "как хотим, так и назовем". Другие полагали, что имя каким - то образом выражает сущность предмета, т.е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу "каждому - по его свойствам". Древнегреческий философ Платон считает, что мы ( носители языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. Так вот, "быстрые" предметы получают имена, включающие "быстрые" звуки; "тонким" предметам подойдут имена с "тонким" звучанием; в состав имен для "громадных" предметов должны входить "громадные" звуки.
Ломоносов М.В. был уверен, что звуки речи обладают некоторой содержательностью, и даже рекомендовал использовать некоторые свойства звуков для придания художественному произведению большей выразительности. Он писал в "Кратком руководстве к красноречию": " В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины . учащение письмени Е, И, Ю - к изображению нежности, ласкательства . или малых вещей".
С течением времени догадки и гипотезы сменялись экспериментами. Практическое соотнесение звуков и эмоционального их восприятия было сделано поэтами - практиками. Так например, нео - романтики говорили об окрашенных звуках. Им было свойственно стремление к синэстетизму, гармонии красок, запахов и звуков, легкому переходу их друг в друга. "Запахи, краски и звуки соответствуют друг другу", - говорит Бодлер в своем стихотворении "Соответствия". Гюисманс, например, в своей книге "Из бездны к небу" сравнивает церковные гимны с диадемой из драгоценных камней. Реми де Гурмон в своей "Книге масок" говорит о верленовском сонете: " В нем все слова блистают снежной белизной". Рембо написал сонет о гласных, где каждому звуку придает соответствующую окраску; так А у него черное, "мохнатый корсет сверкающих мух ."; Е - белое, "белизна паров и палаток ."; I - красное, "пурпур, кровавый плевок, смех прекрасных губ ."; И - зеленое, " мир пастбищ, усеянных животными ."; О - синее, "фиолетовый луч ее глаз". Менее известна подобная же шкала соответствий, установленная Августом Шлегелем (А - красный цвет, О - пурпур, солнце, I - небесно - голубой и т.д.).
Но это все лишь догадки. Настоящие исследователи этого вопроса - ученые лингвисты. Так, например И.Н. Горелов начал свое изучение этого вопроса так. Он нарисовал несколько картинок, на которых были изображены разные фантастические существа. Одно добродушное, кругленькое, толстенькое; другое - угловатое, колючее, злое и т.д. Потом придумал разные названия этих существ: "мамлына", "жаваруга" и др. Ответов было много. Но все почти единодушно решили, что Мамлына - добродушная, толстенькая, а колючая и злая - жаваруга. Очевидно, что сами звуки М, Л, Н вызывают у нас представление о чем - то округлом, мягком, приятном, а звуки Ж, Р, Г - наоборот, ассоциируются с чем - то угловатым, страшным.
Но наиболее аргументированной и понятной нам показалась теория А. П. Журавлева, изложенная в книге "Звук и смысл". Он предлагает идею оценивать с помощью разных признаков отдельно взятые звуки речи, что, по его мнению, позволяет не только обнаружить у звуков какую - то содержательность, но и буквально измерить эти тонкие, почти не осознаваемые нами свойства звуков. Так, например, звук Ф в результате его исследований характеризуется как плохой, грубый, темный, пассивный, отталкивающий, шероховатый, тяжелый, грустный, страшный, тусклый, печальный, тихий, трусливый, злой, хилый, медлительный.
Автор этой книги говорит о том, что строение значения слова состоит из трех частей:
* понятийное ядро - основная часть слова, ее мы четко осознаем, можем описать, истолковать;
* признаковый аспект - аспект значения слова, который мы осознаем не достаточно четко, но его можно охарактеризовать путем перечисления признаков;
* фонетическая значимость слова - туманный, расплывчатый ореол вокруг признаковой оболочки, который мы не осознаем, но он оказывает влияние на восприятие слова и его жизнь в языке.
Похожие публикации:
Анализ стихотворения «Родной язык»
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком с ...
Хронотоп сна и пространство реальной действительности в
романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Любое художественно произведение - это всегда целостный образ мира, художественный аналог действительности. Все явления реального мира и все события человеческой жизни происходят во времени и пространстве.
Раскрытие многомерности реально ...
История собирания сказок
На первый взгляд, кажется, что записать сказку очень легко, что это может сделать всякий человек без особой подготовки.
До некоторой степени это так. Однако, чтобы такая запись имела научную ценность, нужно соблюсти некоторые условия, на ...