Звук и смысл: теория вопросаСтраница 1
Еще в древности возник вопрос о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются "по соглашению", полностью произвольно, по принципу "как хотим, так и назовем". Другие полагали, что имя каким - то образом выражает сущность предмета, т.е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу "каждому - по его свойствам". Древнегреческий философ Платон считает, что мы ( носители языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т.д. Так вот, "быстрые" предметы получают имена, включающие "быстрые" звуки; "тонким" предметам подойдут имена с "тонким" звучанием; в состав имен для "громадных" предметов должны входить "громадные" звуки.
Ломоносов М.В. был уверен, что звуки речи обладают некоторой содержательностью, и даже рекомендовал использовать некоторые свойства звуков для придания художественному произведению большей выразительности. Он писал в "Кратком руководстве к красноречию": " В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины . учащение письмени Е, И, Ю - к изображению нежности, ласкательства . или малых вещей".
С течением времени догадки и гипотезы сменялись экспериментами. Практическое соотнесение звуков и эмоционального их восприятия было сделано поэтами - практиками. Так например, нео - романтики говорили об окрашенных звуках. Им было свойственно стремление к синэстетизму, гармонии красок, запахов и звуков, легкому переходу их друг в друга. "Запахи, краски и звуки соответствуют друг другу", - говорит Бодлер в своем стихотворении "Соответствия". Гюисманс, например, в своей книге "Из бездны к небу" сравнивает церковные гимны с диадемой из драгоценных камней. Реми де Гурмон в своей "Книге масок" говорит о верленовском сонете: " В нем все слова блистают снежной белизной". Рембо написал сонет о гласных, где каждому звуку придает соответствующую окраску; так А у него черное, "мохнатый корсет сверкающих мух ."; Е - белое, "белизна паров и палаток ."; I - красное, "пурпур, кровавый плевок, смех прекрасных губ ."; И - зеленое, " мир пастбищ, усеянных животными ."; О - синее, "фиолетовый луч ее глаз". Менее известна подобная же шкала соответствий, установленная Августом Шлегелем (А - красный цвет, О - пурпур, солнце, I - небесно - голубой и т.д.).
Но это все лишь догадки. Настоящие исследователи этого вопроса - ученые лингвисты. Так, например И.Н. Горелов начал свое изучение этого вопроса так. Он нарисовал несколько картинок, на которых были изображены разные фантастические существа. Одно добродушное, кругленькое, толстенькое; другое - угловатое, колючее, злое и т.д. Потом придумал разные названия этих существ: "мамлына", "жаваруга" и др. Ответов было много. Но все почти единодушно решили, что Мамлына - добродушная, толстенькая, а колючая и злая - жаваруга. Очевидно, что сами звуки М, Л, Н вызывают у нас представление о чем - то округлом, мягком, приятном, а звуки Ж, Р, Г - наоборот, ассоциируются с чем - то угловатым, страшным.
Но наиболее аргументированной и понятной нам показалась теория А. П. Журавлева, изложенная в книге "Звук и смысл". Он предлагает идею оценивать с помощью разных признаков отдельно взятые звуки речи, что, по его мнению, позволяет не только обнаружить у звуков какую - то содержательность, но и буквально измерить эти тонкие, почти не осознаваемые нами свойства звуков. Так, например, звук Ф в результате его исследований характеризуется как плохой, грубый, темный, пассивный, отталкивающий, шероховатый, тяжелый, грустный, страшный, тусклый, печальный, тихий, трусливый, злой, хилый, медлительный.
Автор этой книги говорит о том, что строение значения слова состоит из трех частей:
* понятийное ядро - основная часть слова, ее мы четко осознаем, можем описать, истолковать;
* признаковый аспект - аспект значения слова, который мы осознаем не достаточно четко, но его можно охарактеризовать путем перечисления признаков;
* фонетическая значимость слова - туманный, расплывчатый ореол вокруг признаковой оболочки, который мы не осознаем, но он оказывает влияние на восприятие слова и его жизнь в языке.
Похожие публикации:
Гонения на бояр
Политика Годунова постоянно наталкивалась на глухое сопротивление в среде удельной и боярской знати. Раздор Ьориса с боярами, недовольство «скудеющих» дворян и городские восстания вызвали политику, некоторыми чертами напоминавшую опричнин ...
"Священная книга оборотня" и "Generation
"П"
В отличие от своих ранних произведений, где интерес Пелевина в первую очередь, останавливается на внешней действительности, специфике жизни в России, метаморфозах, происходящих с его поколением и страной в целом, то в романе "Священн ...
Статья «Русский мир»
«Если бы мне пообещали, что я всю жизнь буду жить только в России и общаться только с русскими, я бы, наверное, повесилась». Такими словами Татьяна Толстая начинает статью для газеты «Гардиан», заказавшей писателям из разных стран серию ст ...