ЗаключениеСтраница 1
Занимаясь исследованием данного вопроса, мы пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь не только между смыслом и формой слова, но и между звуковой оболочкой слова, и даже текста, и его восприятием. Мало того, еще раз нашла подтверждение теория о тесной взаимосвязи звуковой оболочки слова и цвета, с помощью которого воспринимается оно человеком.
Наше исследование не претендует на глубину раскрытия вопроса, не является новым, оригинальным подходом к изучению фоносемантики, - это лишь попытка по - новому взглянуть на творчество любимого поэта, открыть иной способ интерпретации его лирики.
Теория, предложенная автором книги "Звук и смысл", представляется нам интересной, мы нашли не только хороший повод для размышления, но и перспективу исследования. Интересной кажется нам идея взглянуть на результаты исследования еще и с психологической точки зрения, занимаясь особенностями восприятия литературного текста, исходя из особенностей возраста, профессии (у взрослых), осведомленности, наличия или отсутствия жизненного опыта, темперамента.
Приложение 1
Стихотворения М.Ю. Лермонтова, выбранные для анализа.
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто – то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830
***
Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли – все ее движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
1838
***
В море царевич купает коня,
Слышит: "Царевич! Взгляни на меня!"
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет, и дале плывет.
Слышит царевич: "Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?"
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.
Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.
Мыслит царевич: "Добро же! Постой!"
За косу ловко схватил он рукой.
Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит, и бьется она.
К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет:
" Эй, вы! Сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…
Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?"
Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! Померк торжествующий взгляд.
Видит. Лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;
Пена струями сбегает с чела.
Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!
1841
***
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1840
Инструкция.
1. Внимательно послушайте стихотворение.
2. Эмоции, которые вызывает стихотворение, попытайтесь обозначить цветами.
3. Цвета можно брать яркие и оттенки. Лучше, если вы выберете цвета из предложенных: густо – красный; ярко – красный; светло – желтый; белый; зеленый; зеленоватый; желто – зеленый; синий; синеватый; темно – синий; сине – зеленый; лиловый; голубоватый; сиреневый; темно – коричневый; черный.
4. Желательно долго не раздумывать, а рисовать первое, что придет в голову.
Приложение 2
Результаты фоносемантического анализа
Лермонтов "Нищий"
Звуко-буквы |
Количество звуко букв в тексте |
Доли звукобукв в тексте |
Нормаль ные доли для звукобукв |
Отношение долей звукобукв в тексте к норме |
Места звукобукв по их преобладанию |
Цвет преобладающих звукобукв |
Э+Е |
13 |
0,09 |
0,085 |
1,06 |
5 |
Зеленый |
О+Е |
39 |
0,27 |
0,109 |
2,48 |
4 |
Желтый |
Ы |
2 |
0,014 |
0,018 |
0,7 |
6 |
Черный |
У+Ю |
22 |
0,15 |
0,035 |
4,29 |
1 |
Голубоватый,сине-зеленый,сиреневый |
И |
26 |
0,18 |
0,056 |
3,2 |
2 |
Синий |
А+Я |
41 |
0,29 |
0,117 |
2,5 |
3 |
Красный |
Похожие публикации:
Путь Жуковского к романтизму
Конец XVIII – начало XIX в. – период чрезвычайно ускоренного по своему темпу развития русской литературы. Одно литературное направление в эти годы приходит на смену другому, когда то еще не успело исчерпать себя и сойти со сцены.
Путь Жу ...
Выразительные средства сатиры и юмора в сказках
Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое творчество писателя. Как жанр - щедринская сказка постепенно ...
А.П. Чехов: коротко о главном. (Афоризмы)
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли .
Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть ч ...