Обломовщина в современном миреСтраница 9
- Это не жизнь! - упрямо повторил Штольц.
- Что ж это, по- твоему?
- Это…(Штольц задумался и искал, как бы назвать эту жизнь.) Какая- то … обломовщина,- сказал он наконец
- О - бло- мовщина!- медленно произнёс Илья Ильич, удивляясь этому странному слову и разбирая его по складам. –О- бло- мов-щина!
Он странно и пристально глядел на Штольца
- Где же идеал жизни, по- твоему? Что ж не обломовщина?- без увлечения, робко спросил он.- Разве не все добиваются того же, о чём я мечтаю?
Помилуй!- прибавил он смелее.- Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?
- И утопия- то у тебя обломовская,- возразил Штольц.
- Все ищут отдыха и покоя
,- защищался Обломов».
В одной из реплик Штольца можно заметить некоторую заинтересованность в такой «обломовской» жизни, скрытую, впрочем, под маской напускного равнодушия. О Штольце Гончаров пишет так: «
Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника, с дружеским на одной и вражеским на другой стороне лицом»; «он боялся всякой мечты»; «мечте, таинственному не было места в его душе». Выше были приведены опаснейшие для Штольца страхи, которые воплотились в жизни Обломова. Всё- таки чем же Обломов - антипод Штольца - так привлекал его? Во- первых, они - противоположные крайности
, которые, если не служат поводом к симпатии, то никак не препятствуют ей. «Притом их связывало детство и школа
- две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного
, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом, и в нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало
, исполненное глубокой симпатией ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.
Кто только случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу
- будь он мрачен, зол,- он уже не мог отказать ему во взаимности или, если обстоятельства мешали сближению, то хоть в доброй и прочной памяти.
Андрей, часто отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство,
какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в берёзовую рощу, где гулял ещё ребёнком». Выходит, Штольца и Обломова связывало не только детство; Обломов играл невероятно важную и спасительную роль человека, который сможет выслушать до конца и добавить своё, доверчиво- детское, без жизненного опыта слово. Да, Штольц прекрасно понимает, что нужно сменить жизненный ритм, но из- за врождённого упрямства не желает себе в этом открыто признаться. Может, боится стать похожим на друга? Тем не менее, оба героя приходят к одному и тому же выводу: все ищут спокойствия, только подходят к этому вопросу с разных сторон. Проще говоря, Обломов и так большую часть своей жизни провёл, сберегая силы, а Штольц решил достойно встретить старость, добравшись до высот.
Феномен русской культуры - правдоискательство. Когда человек начинает искать истину, он отказывается от самого необходимого, ограничивая свои потребности. Он задумывается о смысле бытия. Чтобы сократить своё «особенное», и в то же время пользоваться «благами», создаваемыми другими культурами, необходимо решить весьма сложные задачи на соотнесение, «сосуществование» различных элементов в едином комплексе, который, меняясь и принимая к себе новое, должен постоянно оставаться тождественным самому себе и не терять своего «лица». В данном диалоге нам предложены две позиции: нападающего (Штольц) и защитника (Обломов). Сложно сказать, кто в большей степени прав, т. к. ярко показаны стороны максимализма и минимализма. Два друга прекрасно дополняют друг друга, но к «золотой середине» ни один не может прийти: Штольцу мешают воспитание и чрезмерное упрямство, вперемешку с повышенной активностью; Обломову тоже мешает воспитание и приятные ему замашки обленившегося и нежелающего бороться с собой и обществом барина.
Похожие публикации:
Творчество М. Горького
М. Горький (1868–1936)
Хотим мы или не хотим, любим или не принимаем творчество Максима Горького (А.М. Пешкова), но он оказался на вершине литературного Олимпа на рубеже веков и стал частью национальной культуры России. Проследив идейные ...
Становление творческой индивидуальности Л. Андреева
Детские годы писатель провел среди детей бедняков, поэтому, как никто другой знал всю правду об их тяжёлой судьбе. В дальнейшем эти воспоминания отразились в рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче», изображающих стр ...
Открытие Америки глазами писателей того времени
Вот что писал Монтень: "Наш мир только что отыскал еще один мир . не меньший размерами, не менее плодородный, чем наш, и настолько свежий и в таком нежном возрасте, что его еще обучают азбуке: меньше пятидесяти лет назад он не знал н ...