Глава 2
Роман «Княгиня Лиговская» – незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-х годов; был начат в 1836 году. Создавался при участии ближайшего друга Лермонтова, литератора и этнографа С.А. Раевского (1808–1876), который служил в Департаменте государственных имуществ и был хорошо знаком с бытом и нравами петербургских чиновников. Беседы с ним явились для Лермонтова тем источником, откуда писатель получал фактический материал, необходимый ему для разработки сюжетной линии.
Лермонтов в своем романе переносит героев в обычную обстановку города, усадьбы. Он уделяет большое внимание не только путешествиям, которые произошли с героями, но переживанием, характерным для человека, чаще всего просвещенного молодого дворянина, и его повседневным взаимоотношением с обществом.
В своем произведении автор рассказывает о воспитании дворянской молодежи и подчеркивает разницу между «московским» и «петербургским» воспитанием.
В письме к М.А. Лопухиной из Петербурга Лермонтов писал: «…видел я образчики здешнего общества: любезнейших дам, учтивых молодых людей – все вместе они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями…».
В этом романе впервые появляется Григорий Александрович Печорин, который во многом напоминает Печорина из романа «Герой нашего времени». В молодом герое «Княгини Лиговской» намечаются черты характера, которые потом так отчетливо обозначились в образе главного действующего лица «Героя нашего времени», – сильная воля, независимость, смелость суждений, пылкое воображение и глубокий аналитический ум. Герой живет в Петербурге; он молод, блестящ, у него большой роман со светской девушкой Лизой Негуровой, любви которой он добивается, хотя не любит ее и не собирается жениться.
Роман «Княгиня Лиговская» во многом автобиографичен; реальной основой сюжетной линии «Печорин – Негурова» послужили «петербургские» отношения Лермонтова с предметом его юношеской любви Е.А. Сушковой.
Отношения Лермонтова с В.А. Лопухиной нашли отражение во второй сюжетной линии романа, связанной с именами Печорина и Веры Лиговской. Прототипом князя Лиговского в романе явился Н.Ф. Бахметев, за которого В.А. Лопухина в 1835 году вышла замуж.
Работа над романом была прервана событиями, последовавшими за гибелью в январе 1837 года А.С. Пушкина. В 1838 году Лермонтов писал Раевскому: «Роман, который мы с тобою начали, затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины».
Образы Лиговских получили свое дальнейшее развитие в повести «Княжна Мэри».
Похожие публикации:
Происхождение кумулятивных сказок
Сейчас, когда не сделана даже точная опись кумулятивных сказок, а часто они не осознаются как особый разряд, проблематика кумулятивной сказки еще не может быть разрешена с достаточной полнотой. Принцип кумуляции ощущается как реликтовый. ...
Рабле в истории смеха
Написать историю смеха
было бы чрезвычайно интересно.
А.И.Герцен
Четырехвековая история понимания, влияния и интерпретации Рабле весьма поучительна: она тесно переплетается с историей самого смеха, его функций и его понимания за тот же ...
Фантастика в романе М. Твена
Сатирический шедевр Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» был создан в 1889 году. Это квинтэссенция того, что он долго носил в себе, боясь высказать вслух. Это «притча о прогрессе» отражает мучительный процесс его духовных м ...