Основная частьСтраница 3
Герои пушкинского свободного романа свободны. Они свободны по отношению к автору, но и он свободен по отношению к ним. Так свободна в своем выборе Татьяна. Она твердо говорит Онегину:
Но я другому отдана; И буду век ему верна.
Высказала она это именно как русская женщина. Такова свобода любимой героини Пушкина, его «верного идеала». Вот истинная гордость женской добродетели! По мнению Белинского, « «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Пусть идет время, развивается русское общество, несет новые идеи, новые потребности, но всегда будет любить оно эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор». Когда Пушкин расстался с романом, он расстался и с порой рассвета, с порой зрелости – с праздником жизни. Поэт становится старше, и его уже не покидают мечты о доме, о якоре укрытия от бурь. В 1826 и 1828 годах он дважды неудачно сватается. Сначала к Софье Федоровне Пушкиной, а затем к Анне Алексеевне Олениной. Неустроенность судьбы, сложные взаимоотношения с правительством, да и слава поэта, такая зыбкая в глазах света, чуть ли не скандальная, все это делало его «не престижным» женихом. Но появилась Наталья Николаевна Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828 года на одном из московских балов. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта. Влюбленность Пушкина к Наталье Гончаровой была особой. Отношение Александра Сергеевича к любви стало совершенно одухотворенным. И это особенно ярко видно из стихотворения «Мадонна», написанном в 1830 году. Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он посвятил одно из своих замечательных стихотворений:
Не множеством картин старинных мастеров «Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желанья. Творец Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна Чистейшей прелести чистейший образец».
Теперь женщина для поэта – хранительница домашнего очага, символ материнства. Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Поэт с благоговением относится к жизни, воспринимая ее, как удивительный божественный дар, а любовь – как своего рода концентрированное, обостренное ощущение к жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни.
Весной 1830 года Пушкин делает предложение Наталье Николаевне, и оно было принято. Перед женитьбой поэт прощается со всеми своими увлечениями молодости во имя супружеской верности:
В последний раз твой облик милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать пишет он в своем стихотворении «Прощание» Героиней всей его последующей любовной лирики, в основном, становится Наталья Николаевна Гончарова. Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: «Я женат – счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь». Чувство глубокой любви и нежности к жене поэт сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица» - пишет Пушкин в письме к Гончаровой. К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора»…
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить…
(«Пора, мой друг, пора… » 1834 год)
«С тобой вдвоем» - подругой жизни. Это стихотворение, как бы «план» дальнейшего жизнеустройства и программа действий. Зрелый возраст ужасает своего уединения, но блаженен тот, кто находит подругу. Пушкин бился за любовь не просто проникновенными строчками своей лирики. Он дрался за любовь, за честь своей жены в прямом смысле, поступил, как рыцарь – и погиб.
Похожие публикации:
Кинематограф в жизни В.М.Шукшина
В литературу Шукшина привел именно кинематограф.
Студентом Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора» (1958). Это – актерское начало Шукшина. Затем были главные роли в фильмах: «Золотой эшелон» (195 ...
Общая характеристика художественного произведения как «вместилища» культуры. Поликультурное пространство художественного произведения
Культурно-историческое содержание той или иной эпохи преломляется в художественном сознании. Пушкин был одним из русских писателей, кто столько писал о родственных народах, об этносах, занимающих территории вблизи России. Поэтому о полику ...
Формирование гуманистической концепции в произведениях о войне
В разнообразной ролевой лирике Владимира Высоцкого есть особая тема, к которой он обращался на протяжении всего своего творческого пути, и которая была необычайно важна для него. Это – тема войны. В военной поэзии наиболее ярко раскрыты г ...