Реалистический роман 19 в.
Подобно тому, как на протяжении развития общества один культурно-исторический период сменяет другой, так и в литературе эпоха поэзии сменяет эпоху драматургии, упадок поэзии влечет за собой расцвет прозы. Период 1830-1890 гг. английские литературоведы называют “эпохой романа”, в отличие от “эпохи поэзии” или времени расцвета драматургии - периода Реставрации. Расцвет романа был обусловлен своеобразием социально-культурной жизни Англии. Именно в 30-е гг. 19 в. началось развитие промышленности, вызвавшее рост городского населения, увеличение числа рабочих, классовые противоречия и необходимость реформ. Все эти изменения в английском обществе происходили в годы правления королевы Виктории (1837-1901), поэтому этот период обычно называют “викторианской эпохой”. Принято выделять четыре этапа развития романа этой эпохи: ранневикторианский, середина века, “зрелое” и позднее викторианство. Каждый из этих периодов охватывает от 15-ти до 20-ти лет. Викторианский роман является результатом слияния двух ветвей романного творчества - “novel” и “romance”, первая из которых имеет реалистическое начало, вторая - романтическое. В зависимости от периода в английском романе преобладало то одно, то другое начало. За литературную эпоху продолжительностью в 60 лет появилось множество жанровых модификаций романа: исторические, социальные, “ньюгейтские”, “сенсационные”, религиозные, романы из школьной жизни и из жизни аристократических верхов общества. При этом в 30-40 гг. 19 в. создавались преимущественно исторические романы (среди наиболее известных писателей этого периода следует отметить У.Э.Эйнсворта, Э.Бульвера), а также социально-проблемные ( романы Ф.Троллопа, Э.Гаскелл).
В середине века прозаические произведения приобретают социальную направленность. Авторы изображают судьбу, любовь и семейные отношения героев в контексте социально-политических и исторических событий. Типичными чертами романов 50-60 гг. 19 в. является усложненная структура повествования и интерес к психологии героев.
Диккенс появился на литературной арене в середине 30-х гг. 19 в., и после опубликования нескольких глав своего первого романа “Записки Пиквикского клуба” стал самым популярным писателем в Англии. Творческая деятельность писателя совпадает с периодом раннего и среднего викторианства, поэтому его произведениям присущи все отличительные черты данной литературной эпохи. В романах Диккенса романтическое начало соединяется с реалистическим изображением действительности. В романах 40-50 гг. (“Домби и сын”, “Холодный дом”, “Тяжелые времена” и др.) писатель умело раскрывает индивидуально-личностное содержание в связи с социально-историческим окружением.
В поздних романах (“Больше надежды”, “Наш общий друг”, “Тайна Эдвина Друда”) интерес к психологии и внутренней жизни героя сочетается с утратой веры в возможность изменения общества путем реформ. Такое душевное состояние писателя ведет к изменению тональности романов. Если первые произведения наполнены оптимизмом, в соответствии с эстетической концепцией автора, то в романах последнего периода творчества оптимизм сходит на нет. Диккенс был любимым писателем средних классов английского общества. В чем же причина его популярности? Европейский роман сформировался к 40-м гг. 19 в. как эпос частной жизни, где в подробностях обрисовывался повседневный быт и переживания человека. Больше внимание уделяется семье как основной ячейке общества, “дому”, который английский буржуа называет своей крепостью. Несмотря на ограниченный круг проблем, так называемый “семейный роман” не страдает мелочностью содержания. Такой роман был ориентирован на среднего пользователя, был близок и понятен ему. Во многих произведениях писателя семейные отношения выступают на первый план, но всегда соприкасаются с большим миром, дают отражение многих сторон жизни или представляют их непосредственно. В эпоху процветания, когда экономические и социальные основы общества держались прочно, читатель, не желая вникать в глобальные проблемы, предпочитал литературу легкого, развлекательного характера. Именно в несерьезности, недостатке критицизма, в потакании вкусам публики часто упрекают Диккенса. Но это далеко не так. Даже в годы процветания ничто не могло скрыть пороков общества, но многим казалость тогда, что это явления временные, что зло можно искоренить. Диккенс разделял доверие к основам буржуазного общества, однако, сам в то же время беспощадно обличал многие институты власти Англии, произвол суда и несправедливость законов. В романах писателя выражено его понимание высших духовных ценностей. А поскольку они непреходящи, каждое поколение, перечитывая произведения Диккенса, находит в них что-то созвучное настроениям и переживаниям современной эпохи.
Похожие публикации:
Петербург «неугомонный».
А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как и Петр Великий – строителем самого города. Все, что было сделано до певца «Медного всадника», является лишь отдельными изображениями. Только Пушкин дает ему силу самостояте ...
«Моя милая малая родина». Биография В.М.Шукшина
25 июля 1929 г. – 2 октября 1974 г.
Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Отец его Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать Мария Сергеевна ...
Введение. Постановка проблемы
Из всех великих писателей мировой литературы Рабле у нас наименее популярен, наименее изучен, наименее понят и оценен.
А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский наз ...