Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.Страница 1
Чарльз Диккенс был в Англии самым популярным писателем своего времени. Его романы, появлявшиеся сначала в периодической печати, а затем выходившие отдельными изданиями, распространялись с поразительной быстротой. Особой любовью пользовались произведения Диккенса у представителей так называемой средней прослойки буржуазии. Буквально со времени появления первого романа и до конца жизни популярность писателя росла и укреплялась. Каждое новое его произведение рецензировалось в солидных литературных журналах и в большинстве провинциальных изданий. Появлялись обзорные статьи с анализом тех или иных романов. Однако, отношение к творчеству Диккенса было далеко не однозначным. Уже с 1836 г. в английской прессе разгорелись споры по поводу оценки произведений великого писателя. Ряд журналов либерального направления (“Morning Post”, “People’s Journal”) отзывался о Диккенсе доброжелательно. Консервативные издания (“Monthly Review” и др.) отмечали неудачный выбор темы “Записок Пиквикского Клуба”, мрачный тон повествования, называли его произведения слишком обыденными. Полемика продолжалась на протяжении всей жизни писателя. Одни критики называли его величайшим писателем своего времени, воспитателем высоких моральных принципов, другие считали его автором “второсортных” книг. “Эдинбургское обозрение”, выражавшее взгляды либерально настроенной буржуазии, приветствовало умение писателя смягчать и сглаживать социальную проблематику своих романов. Консервативная печать выражала недовольство по поводу того, что Диккенс часто изображает “низы общества”. Отзывы о творчестве писателя появились и в чартистской прессе (годы творческой активности Диккенса совпали с развитием чартизма в Англии), где его называли реалистом, обличителем бесчеловечного буржуазного общества. При этом критики-чартисты не принимали идею Диккенса о том, что классовые противоречия могут быть разрешены мирным путем.
Первым современником великого писателя, давшим развернутый анализ художественной системы его произведений, был французский критик-позитивист Ипполит Тэн. В 1856 г. он опубликовал свою статью “Диккенс”, позже, в 1864 г. раскрыл свои взгляды на творчество писателя в “Истории английской литературы”. В этой работе Тэн рассматривает тематику, выбор героя, стиль, эстетическую программу Диккенса и способы ее выражения. Опираясь на биографический подход, разработанный Ш.Сент-Бёвом, Тэн указал на связь Диккенса с буржуазным обществом, на социальную обусловленность его искусства. В его оценке писатель предстает типичным выразителем вкусов и идеалов английского буржуа викторианской эры.
Получив широкое признание при жизни, уже в первое десятилетие после смерти Диккенс стал терять популярность. С конца 60-х гг. его произведения подверглись критике со стороны натуралистов, которые упрекали автора в недостатке эмпиризма. Первые серьезные замечания о его искусстве высказал в 1872 г. критик-позитивист Генри Льюиз. Восхищаясь дарованием писателя, он в то же время подвергал критике его мастерство реалиста, находя его недостаточно точным и научным. Льюиз не принимал обличительных тенденций и обобщений в романах Диккенса.
После смерти Ч. Диккенса стали появляться работы, содержащие факты биографии писателя. Первой из них была книга Джона Форстера, его ближайшего друга. В 90-х гг. 19 в. писатель-натуралист Гиссинг представил свою субъективную оценку наследия Диккенса в книге “Диккенс”. В его работе писатель выступает типичным представителем викторианской эпохи, не отклоняющийся от общепринятых норм.
Похожие публикации:
Образы Рабле и современная ему действительность
До сих пор мы рассматривали образы Рабле преимущественно в их связи с народной культурой. Нас интересовала в творчестве Рабле основная, большая линия борьбы двух культур, то есть борьбы народной культуры с официальным средневековьем. Но м ...
Тема морского путешествия и образ страны блаженства в ирландских сагах
Многие ирландские саги (в основном, относящиеся к фантастическому, а не к героическому эпосу) посвящены теме морского путешествия в далекую прекрасную страну.
Так, например, в саге «Плавание Брана, сына Фебала»
встречается описание чуде ...
«Вечерние огни»
Наверное, именно то, что Фет-поэт был так мало похож на Фета-человека, позволило совершиться чуду: в 80-х начале 90-х годов появились четыре выпуска поэтической книги «Вечерние огни». Она была написана немолодым провинциальным помещиком ...