Ю.К. Олеша. Биография. Этапы творчестваСтраница 1
Юрий Карлович Олеша родился 19 февраля (по старому стилю) 1899 г. в Елисаветграде (ныне Кировоград) в семье обедневших польских дворян.
Отец — сын акцизного чиновника, прогулявший родовое состояние. Много пьет, играет в карты.
Клуб – одно из главных слов моего детства[1]
, - пишет Олеша в своих автобиографических заметках.
Главным человеком детства писателя была его бабушка.
Детство Олеши прошло в Одессе: семья переехала туда в 1902 г.
Маленькому Юрию было запрещено играть с соседскими мальчиками, детьми не нашего, как тогда говорили, круга[2]
.
В 11 лет, прошедший бабушкино образование, Олеша поступил в одесскую Ришельевскую гимназию.
Олеша очень любил цирк, мечтал стать циркачом, именно прыгуном. Уметь делать сальто-мортале было предметом моих мечтаний[3]
. 5 копеек, данные ему на полдник в гимназии, каждый день откладывал, таким образом, к концу недели накапливалось 30 копеек и, при помощи любимой бабушки, покупал себе билет в цирк на субботнее представление за 50 копеек.
«Литература началась для него очень рано — с одесских поэтических альманахов, в изобилии выходивших в годы первой мировой войны; с собственных стихов, которые еще шестнадцатилетним гимназистом он видит напечатанными в журналах, с многочисленных в Одессе тех лет вечеров поэтов, сильнейшим образом его интересовавших. Стихи Олеши весьма занимали тогда «поэтов Одессы», их с «восхищением читали… имитируя его манеру декламации — медлительно-торжественную и протяжно-певучую»,— вспоминает один из современников»[4].
Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.
В начале 1920-х переехал в Москву, с 1922 работал в «Гудке» – отраслевой газете железнодорожников: писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). Впоследствии Олеша вспоминает: «Одно из самых дорогих воспоминаний моей жизни – это моя работа в «Гудке». Тут соединилось все: и моя молодость, и молодость моей Советской родины, и молодость нашей прессы, нашей журналистики.
Я поступил в «Гудок», стати говоря, вовсе не на журналистскую работу. Я служил в так называвшемся тогда «информационном отделе», и работа моя состояла в том, что я вкладывал в конверты письма, написанные начальником отдела по разным адресам рабкоров. Я надписывал эти адреса… Однажды — я уж не помню, какие для этого были причины — начальник отдела Иван Семенович Овчинников предложил мне написать стихотворный фельетон по письму рабкора. И я написал этот стихотворный фельетон…
— Как его подписать?— спросил я моих товарищей по отделу.— А? Как вы думаете? Надо подписать как-то интересно и чтобы в псевдониме был производственный оттенок… Помогите.
— Подпиши «Зубило»,— сказал Григорьевич, один из сотрудников, толстый и симпатичный.
— Ну, что ж,— согласился я,— это неплохо. Подпишу «Зубило»[5]
.
Зубило – металлорежущий инструмент, у которого усилие резания создаётся ударами по нему молотка; служит для прорубания канавок, пазов, снятия стружки, разрубания металла[6]
. Этот псевдоним как нельзя лучше подходил под фельетоны, в них слышался звук удара молотка по металлу: грубо, звонко, четко. Олеша был богом рабкоров. Когда он переделывал их заметки, они узнавали себя.
Похожие публикации:
Неомифологизм в системе образов романа
При создании системы образов В. Пелевин, по словам А. Гениса, использует «общеизвестных фольклорных персонажей»: в романе «Чапаев и Пустота» это были Василий Иванович и Петька (но фольклорными их можно считать, пожалуй, лишь постольку, по ...
Полифонизм метарассказов в романе «Жизнь насекомых»
«Жизнь насекомых», второй роман В. Пелевина, ставит целью изображение как можно более широкого поля, тезауруса современных мифов, в основном социальных и индивидуальных, то есть тех, которые составляют индивидуальную картину мира «объекти ...
А.П. Чехов: коротко о главном. (Афоризмы)
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли .
Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть ч ...