Литература Древней Греции и Древнего Рима. Периодизация
античной литературыСтраница 2
Авгиевы конюшни, нить Ариадны, Ахиллесова пята, Гордиев узел, кануть в Лету, между Сциллой и Харибдой, муки Тантала, Нарцисс, Одиссея, олимпийское спокойствие, Пигмалион и Галатея, Прокрустово ложе, рог изобилия, Сизифов труд, яблоко раздора, ящик Пандоры.
Задание 2.
Назовите и охарактеризуйте основных древнегреческих богов и героев. Вспомните мифологические сюжеты, связанные с ними.
Задание 3.
Расскажите о событиях до «Илиады» и событиях самой «Илиады».
Задание 4.
Дайте сравнительную характеристику Ахилла и Гектора – двух главных героев, определяющих динамику сюжета.
Ахилл – «быстроногий», «благородный», «храбрый», «любезный», «знаменитый», «кратковечный».
1. Песнь 1-я. Какое действие предпринял Ахилл, видя картину массовой смерти ахеян по воле разгневанного бога Аполлона? (Стихи 53 – 67). Как он реагирует па требование Агамемнона отдать ему Брисеиду взамен возвращенной жрецу Аполлона Хрисеиды? (Стихи 148 – 171). В какое действие претворяет Ахилл свой гнев против Агамемнона? Какая грань облика Ахилла раскрывается в жалобах героя матери Фетиде? (Стихи 348 – 412).
2. Песнь 9-я. Какие доводы приводят Ахиллу Одиссей, Феникс, Аякс, чтобы смягчить его гнев и убедить в необходимости вернуться к сражающимся ахеянам? Почему Ахилл неумолим? Что заставляет его оставаться непреклонным в своем гневе? (Стихи 307 – 429, 607 – 655).
3. Песнь 16-я. Как удалось Патроклу поколебать гнев Ахилла? На каких условиях Ахилл соглашается отпустить Патрокла в битву против троянцев? (Стихи 1 – 100).
4. Песни 18 – 19. Как гибель Патрокла отозвалась в душе Ахилла? Во что выливается его скорбь о павшем друге? О чем помышляет Ахилл, отрекаясь от гнева? Как он ведет себя в разговорах с Фетидой и Агамемноном? (18, стихи 22 – 35, 78 – 126, 315 – 342; 19, стихи 3 – 153).
5. Песнь 22-я. Что движет Ахиллом, когда он устремляется против Гектора? Почему так жесток Ахилл? До какого предела доходит его свирепость? (Стихи 248 – 404).
6. Песнь 23-я. Как Ахилл почтил погибшего Патрокла? Чем измеряется его великая скорбь? Какая участь ждёт Ахилла после гибели Патрокла? (Стихи 4 – 225).
7. Песнь 24-я. Как Ахилл мстит мёртвому Гектору? Как ведёт себя герой при встрече с Приамом? Какие чувства в нём пробуждаются? В чём сказалось его великодушие? (Стихи 3 – 22, 120 – 140, 477 – 676).
Гектор – «шлемоблещущий», «бронеблещущий», «великий», «благородный», «божественный», «блистательный».
1. Песнь 6-я. Как ведет себя Гектор при надвигающейся ня Трою опасности? Каким предстает герой в сценах беседы с матерью, Парисом? Чем пленяет нас главный защитник Трои в эпизоде прощания с Андромахой и сыном? Чем усиливается драматизм разлуки и какие трогательные детали смягчают остроту сцены? (Стихи 237 – 529).
2. Песнь 7-я. Что заставило Гектора обратиться с речью к «Трои сынам и ахеянам храбрым»? Как развивается поединок Гектора с Аяксом? Какие, кроме храбрости, качества личности обнаруживает Гектор в этом единоборстве? (Стихи 66 – 91, 233 – 272, 287 – 307).
3. Песнь 8-я. Чем выделяется Гектор среди других троянцев? В чем секрет его влияния? Каковы мотивы его бесстрашных действий? (Стихи 172 – 198, 335 – 342, 489 – 542).
4. Песнь 12-я. Как Гектор в битве с ахеянами воплощает свой девиз: «Знаменье лучшее всех – за отечество храбро сражаться!»? Какие свершения героя подрывают боевой дух ахеян и вселяют надежду троянам? (Стихи 35 – 90, 195 – 252, 438 – 471).
5. Песнь 16-я. Как сражается Гектор с Патроклом? Что омрачает его победу? Каково значение предсмертных пророчеств Патрокла? (Стихи 712 – 733, 818 – 867).
6. Песнь 22-я. Как проявились патриотические чувства Гектора в поединке с Ахиллом? Почему герой не внял предостережениям Приама и Гекубы? Как передано внутреннее состояние героя перед столкновением с грозным соперником? О чём молит поверженный Гектор победителя Ахилла? (Стихи 25 – 363). Как дополняется облик Гектора в сценах плача по нему Приама, Гекубы и Андромахи? (Стихи 405 – 515). [25: 11 – 13]
Задание 5.
Подготовьте выразительное чтение одного из произведений классической греческой лирики (Архилох, Алкей, Сафо, Анакреонт и др. – см. приложение).
Задание 6.
Проанализируйте трагедию Софокла «Антигона» по следующему плану:
1. Главные образы трагедии
2. Развитие действия и язык трагедии
3. Социально-политическая направленность трагедии
Задание 7.
Прочитайте комедию Плавта «Храбрый воин». Как раскрываются детали римской жизни? Какова роль комических положений? Словесная буффонада как элемент комического.
Похожие публикации:
Детские образы в русской литературе
Произведения Лермонтова, представляющие собой предельную концентрацию мыслей, образов и чувств, кажутся далекими от детской литературы. В творчестве поэта нет явных мостиков к детской литературе, какими являются педагогические взгляды или ...
Женский образ в литературе XIX века
Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необ ...
Состав экзотизмов в романе Ф.Искандера “Сандро из Чегема”
Методом сплошной выборки из романа Ф.Искандера “Сандро из Чегема” было выявлено 158 примеров экзотической лексики. Среди них выделяется: название различных реалий абхазской действительности и слова, называющие национально-языковые образы, ...