Литература средних веков и эпохи возрождения. Периодизация
литературы средних веков и ВозрожденияСтраница 1
Раннее средневековье (VI – VIII в.в.) представлено по преимуществу нехудожественными текстами – литературой, связанной с христианством (Священное писание, богословские и богослужебные книги), а также государственные, юридические и деловые тексты.
Зрелое средневековье (IX – XII в.в.) – время развитого феодализма, образования крупных национальных государств и вместе с тем феодальных усобиц. К этому периоду формируются два основных типа средневековой литературы – рыцарская (феодальная) и городская (демократическая). Рыцарская литература представлена эпическими поэмами, прославляющими героические деяния воинов-феодалов. Это средневековый героический эпос, песни о деяниях. В XIII – XV в.в. складывается и получает широкое распространение рыцарский роман и рыцарская лирика, включающая серенады, альбы, идиллии. Во Франции лириков называли труверами, а в Германии – миннезингерами.
Возрождение или Ренессанс (XIII – XVII в.в.) – период, ознаменованный в литературе Европы своеобразным и чрезвычайно плодотворным синтезом высших достижений культуры зрелого средневековья и эпохи античности.
В Италии литература Возрождения развивается особенно активно в период XIII – XIV в.в. (Данте, Петрарка, Боккаччо). Во Франции расцвет возрожденческой литературы ( XV – первая половина XVI в.) связан с именами Рабле, Ронсара, дю Белле.
Ещё позже Ренессанс достигает своих вершин в Англии и Испании. В Англии лучшие литературные достижения связаны с театром, расцвет которого приходится на вторую половину XVI в. – первое десятилетие XVII в., и именем У.Шекспира. Крупным достижением испанской возрожденческой литературы стало творчество Сервантеса.
Вопросы:
1. Какова история создания «Песни о Роланде»? Что характерно для эпической поэзии как в плане содержания, так и в плане художественной формы? Каким образом эти особенности находят отражение в «Песни о Роланде»?
2. Как в «Поэме о Нибелунгах» отражается противоречивая сущность феодального общества? Как в действиях и отношениях героев проявляются противоречия между естественными чувствами и сословной моралью?
3. Чем отличается эпический герой от героя рыцарского романа? Что важнее в романе «Тристан и Изольда» - любовь или рыцарский долг? Какую роль играет в романе любовный напиток?
4. Каковы основные идеи Ренессанса? Что такое гуманизм эпохи Возрождения?
5. Каков гуманистический идеал Франсуа Рабле?
6. В чём величие и трагизм героев эпохи позднего Возрождения? (Дон Кихот Сервантеса, Гамлет Шекспира)
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление (5 – 7 мин.) на одну из предложенных тем:
1. Творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
2. Особенности немецкой литературы Возрождения, связь её с движением Реформации.
3. Комедии У.Шекспира
Задание 2.
Сравните образы Роланда и Тристана. В чём сходство и различие между ними? Как каждый из них относится к своему долгу?
Задание 3.
Выучите наизусть и
подготовьте выразительное чтение следующих стихотворений (см. приложение):
Ф. Петрарка. Сонет 61 пер. В.Иванова («Благословен день, месяц, лето, час…»),
У. Шекспир. Сонет 66 пер. Б.Пастернака («Измучась всем, я умереть хочу…»), сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»).
Задание 4.
Сопоставьте образы Дон Кихота и Гамлета. Какова основа их трагического разочарования?
Задание 5.
Прочитайте трагедию Шекспира «Гамлет» и проанализируйте её по следующему плану:
1. Каковы представления Гамлета о человеке и его возможностях? (См.: I, 2; II, 2; III, 2, 4; IV, 4).
2. Как отзываются о Гамлете Офелия, Клавдий, Лаэрт, Горацио, Фортинбрас? (См.: III, 1; IV, 7; V, 2).
3. Как реагирует Гамлет на неожиданные диссонансы жизни: |
а) поспешное замужество Гертруды,
б) убийство отца Клавдием,
в) предательство «друзей» по Виттенбергу?
4. Как складываются отношения Гамлета с Офелией. Какова степень вины Гамлета в трагической судьбе Офелии?
5. Как решает Гамлет проблему мести за убийство отца? Чем его поведение отличается от действий Лаэрта? В чем смысл; монолога «Быть или не быть?» Почему мы отдаем предпочтение «медлительному» Гамлету перед «решительным» Лаэртом?
Похожие публикации:
Александр Александрович Блок (1880-1921)
Лирика Блока – "эолова арфа" революции, высокохудожественное воплощение неосознанных стремлений русской интеллигенции. Мало кто из современных Блоку литераторов пользовался столь восторженной и искренней любовью читающей публики ...
Сон как способ отражения и постижения действительности в
романе «Преступление и наказание». Типы сна в романе «Преступление и
наказание», их литературные источники
«Преступление и наказание» самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. Можно говорить не только о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте романа. Рассмотрим цикл снов Раскольникова. Эти сны неравномерно распределе ...
«Тоска»
Один из ярких социально-психологических рассказов Чехова «Тоска» был написан в 1886 году. Старший брат писателя - Александр - через несколько лет, у постели своего умирающего ребенка, вспомнил об этом рассказе и назвал автора «Тоски» бесс ...