Романтизм в зарубежной литературе XIX векаСтраница 1
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порывам и интуитивным открытиям. Романтики пытались осмыслить мир, опираясь на творческую интуицию и вдохновение, а не на логические расчёты и работу по образцам. В центре внимания романтического метода находится исключительная личность, которая противостоит толпе. У романтиков герой – это художник, обладающий духовной энергией и устремлённостью к идеалу, что отделяет его от обывателя. В романтизме используется принцип контраста: мечта противопоставлена действительности, герой противостоит толпе. Нередко в самом герое важны контрасты, например, внешнее безобразие и душевная красота Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго). Романтический мир бинарен. Романтическое мировоззрение, основанное на противопоставлении исключительного и единичного общему и обыденному, порождает одно из основных средств поэтики (художественного строя) романтизма – так называемое двоемирие.
Романтики вводят в свои произведения историческую тему и обращают внимание на особенности национального менталитета, выражение которого они находят в национальной истории и фольклоре.
В задачи романтиков входило представить читателю прежде всего своё субъективное видение жизни, заставить его принять и разделить авторскую позицию.
Среди жанров романтизма особенно выделяются романы, новеллы и повести, баллады и лиро-эпические поэмы.
Вопросы:
1. Каковы особенности романтизма как литературно-художественного направления? Каковы исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века?
2. Каковы особенности трёх этапов развития романтизма в Германии?
3. В чём особенность эстетической позиции поэтов «Озёрной школы»?
4. Охарактеризуйте этапы творчества Д. Г. Байрона.
5. Каковы философские и социальные истоки французского романтизма?
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем:
1. Соотношение реально-прозаического и идейно-возвышенного в сказке Гофмана «Золотой горшок».
2. Исторические романы В.Скотта.
3. Американский романтизм (Ф.Купер, Э.По).
Задание 2.
Прочитайте стихотворения У. Вордсворта и Д.Г. Байрона (см. приложение). Каковы в них темы и идейные мотивы? Выучите наизусть одно из стихотворений (на выбор).
Задание 3.
Прочитайте романтическую поэму Байрона «Корсар». Определите продолжительность событий в поэме.
1. Совпадает время событий с временными рамками всей поэмы? Что означает упоминание о Сократе?
2. Дайте сравнительную характеристику турецкого отряда Сеид-паши и пиратов Конрада. В чью пользу это сравнение? В чём превосходство самого Конрада над Сеид-пашой?
3. В чём, по мысли Байрона, состоит опасность неограниченной свободы личности?
Задание 4.
Прочитайте роман В.Гюго «Собор Парижской богоматери» и ответьте на следующие вопросы:
1. К какому историческому периоду обращается Гюго в своем романе? Как осуществляется в произведении попытка писателя высветить «моральную сторону истории»?
2. Что является воплощением зла в романе? Каковы, по мнению автора, истоки зла – имеет ли зло природное или социальное происхождение у Гюго?
Похожие публикации:
Приложение.
Окказионализмы, созданные В. хлебниковым.
1. Немь.
2. Лукает.
3. Закричальность.
4. Столика.
5. Упавном.
6. Мореречи.
7. Земец.
8. Свирел.
9. Хотель.
10. Кружеток.
11. Виденнега.
12. Крылышкуя.
13. Золотописьмом.
14. Лебедив ...
Роберт Берне (1759–1796)
После унылых стенаний поэтов-сентименталистов бодрящим и освежающим ветром обдает нас поэзия Роберта Бернса. Благоухание полей и лесов, лучи солнца и синеву неба приносит нам она.
Поэт отдал, конечно, дань сентиментализму. Его крестьянск ...
Художественное начало и действенность фельетона. Фельетон как
художественно-публицистический жанр.
Фельетонный жанр при всех его публицистических приметах и явной публицистике его природы нельзя рассматривать и вне тех законов, которые лежат в основе произведений художественной литературы.
Так же, как и очерк, но с ещё большей экспре ...