Зарубежная литература 1917 – 1945 годовСтраница 1
Авангардизм – собирательное название целого ряда модификаций нереалистической литературы 1910 – 1950-х годов. Характерным признаком авангардизма является декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такого рода тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир.
Дадаизм – характерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Название его происходит от французского слова dada – так называют лошадку начинающие говорить французские малыши. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей – взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар).
Весьма показательно то крыло нереалистической литературы 1910 – 1920-х годов, которое называют романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии). В романах потока сознания объективная реальность оттесняется и, пожалуй, даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира.
Экзистенциализмом называют литературное течение 1930 – 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). По мнению французских экзистенциалистов, существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет. Существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу.
1920-е годы вошли в литературу вместе с образом «потерянного поколения». Эти слова приписываются писательнице Г. Стайн и адресованы молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны и не сумевшим после неё «войти в колею» нормальной жизни. Прославил же это высказывание Э. Хемингуэй, вынесший его в виде эпиграфа к роману «И восходит солнце». «Потерянный» человек постоянно находится в состоянии «военных» действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого – война и бюрократия.
Вопросы:
1. Какие направления объединены понятием «авангардизм»?
2. В чём особенность жанра романа-реки? (Р. Роллан, Э.Золя)
3. Как отразились идеи экзистенциализма в творчестве французских писателей Сартра и Камю? В чём особенность французского экзистенциализма?
4. Как отразилась проблема «потерянного поколения» в творчестве Э. Хемингуэя, А. Барбюса, Э.-М. Ремарка и др.
Задание 1.
Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем:
1. «Интеллектуальные романы» Г. Гессе
2. Творчество Б. Брехта
3. «Американская мечта» в творчестве Т. Драйзера, Ф.С. Фицджералда
Задание 2.
Прочитайте роман Э. Хемингуэя «Прощай оружие» и ответьте на следующие вопросы:
1. Переживает ли главный герой произведения эволюцию в своём отношении к людям, войне, обществу?
2. Что слышит герой о войне от других людей? Что видит на войне сам Генри? Какую роль в его судьбе играет отступление в третьей части?
3. Какое место в судьбе героя занимает любовь?
4. Каков итог размышлений Генри о войне и жизни вообще? [26:6]
Задание 3.
Прочитайте роман А. Камю «Посторонний». Как соотносится сюжет романа с «недоверием к формальной нравственности»? Что является причиной столкновения героя с обществом? За что общество судит Мерсо? Меняется ли герой с течением времени? Каков смысл названия романа? Что такое «абсурдный человек» по Камю?
Задание 4.
Проследите, как отразилась антифашистская тема в стихотворениях И. Бехера «Плач по отчизне», «Песнь о судьбе Германии», «Детские башмачки из Люблина» и др.
Похожие публикации:
Сходство фельетона с сатирическим рассказом и их различия.
Таким образом, мы пришли к выводу, что фельетон очень близок художественным жанрам сатиры. Ближе всего он подходит к сатирическому рассказу, так что порой становится очень трудно отличить один от другого. Примером тому могут служить ранни ...
Введение.
Словарный состав языка – наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом ...
А.П. Платонов (1899—1951)
Повесть «Сокровенный человек».
Для творчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», отп ...