С.А. Есенин (1895-1925)Страница 2
^Читаешь стихи, написанные до 1917 г., и начинаешь понимать смысл загадочной есенинской строки: "И дремлет Русь в тоске своей веселой" (вспомните пушкинское: "печаль моя светла"). Так видел Есенин свою Русь - не в безысходной, трагической тоске от бедности, неурожаев, смертей, а в ожидании и надежде на лучшее, за которыми - скромность, нетребовательность к жизни, как в молитве: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".
Лучшее в надеждах самого Сергея Есенина было связано с революцией. В "Небесном барабанщике" он восклицает: "Да здравствует революция на земле и на небесах!", и ритм стихов напоминает ликующую барабанную дробь. Это уже новый Есенин, подхваченный ветром перемен и в чем-то изменивший себе. "Я иное узрел пришествие" (не Иисуса, а революции, Ленина). "Я иное постиг учение прободающих вечность звезд", - говорит о себе лирический герой в стихотворении "Инония", содержащем утопическую мечту об иной стране, где крестьянам на земле откроется сытный рай. "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном", - скажет о себе Есенин.
Но оптимизм очень скоро уступил место печали, задумчивости, скорби:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
В этом стихотворении появляется образ "старого клена на одной ноге", который соединяет в себе и словно постаревшую, искалеченную гражданской смутой "голубую" прежде Русь и поэта (он во многих стихах уподоблял себя клену). Есенин ревниво стерег "золотой" и "синий" мир детства, понимая, что прежней деревни уже не будет:
Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.
Что оплакивал на прощальной обедне поэт? Наступление на деревню цивилизации, технического прогресса: "На тропу голубого поля // Скоро выйдет железный гость" (трактор, комбайн), который не может любить "злак овсяный", колосья ржи, не может, подобно человеку, согревать в ладонях зерно. Между крестьянином и природой-кормилицей встанет некто третий, скрежещущий металлом, пышащий зловонием отработанного горючего.
Лирический герой воспринимает отношения между городом и деревней как вековечную борьбу, насилие над природой: "вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе", "стынет поле в тоске волоокой, телеграфными столбами давясь", чем воевал поэт - с тем, что должно облегчить труд и быт мужика? Нет с жестокостью и безнравственностью нового человека, с его неумным хозяйствованием (прокладывая дороги, вырубать леса и загрязнять водоемы), с его небрежением к сеятелю и пахарю (город "окрестил нас как падаль и мразь"). Есенин знал, что именно город, железный зверь, не пощадит сельского человека, научит его стяжательству, пьянству, зависти, разврату, лени, и тот разлюбит землю, коней, "меньших братьев".
"Сорокоустом" называют молитву по усопшему, церковный обряд, а Есенин дает такое символическое название одному из своих шедевров.
"Трубит, трубит погибельный рог!." В помещичьи времена рог сзывал на охоту. Есенинский же рог возвестил об иной охоте - не на волка или зайца, а на красногривого жеребенка, олицетворяющего собой все природное, живое:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Так обозначен конфликт: железного гостя и жеребенка, электрического восхода и вечерней зари, страшного вестника с ремнями и трубами и трясущихся, как в лихорадке, изб. Образ поезда выписан с удивительной выразительностью и силой. Это весь XX век летит на человека, "железной ноздрей храпя", давя своими чугунными лапами, хватая за горло.
Есенин угадал самое страшное "колебание" XX века - разрушение человеческого в человеке. Не "белыми березками под окном" он вошел в нашу культуру, а трагическим взглядом на перспективы развития цивилизации и вопросом: куда несет нас рок событий!
Лирический герой Есенина 1920-1925 гг. "Шарлатан", "скандалист", "озорной гуляка", "уличный повеса", "похабник", "хулиган" - так писал о себе Есенин в один из самых трагических периодов жизни. "Голубая Русь" уступила место "Советской Руси" и московским впечатлениям.
Похожие публикации:
Лев Лосев
Лев Владимирович Лосев (наст. фамилия Лившиц) (15 июня 1937 г. - - 6 мая 2009 г.) - известный русский поэт, литературовед и эссеист.
Лев Лосев для одних - в пространстве первого ряда нынешних поэтов (И. Фаликов), для других - принципиаль ...
Образы материально-телесного низа в романе Рабле
Философы ваши ропщут, что все уже описано древними, а им-де нечего теперь открывать, но это явное заблуждение. Все, что является вашему взору на небе и что вы называете феноменами, все, что вам напоказ выставляет земная поверхность, все, ...
Речевые традиции в повестях «Лето Господне» и «Богомолье»
Традиционные высказывания, встречающиеся в автобиографических повестях И.С. Шмелева, представляют собой многокрасочную картину, составленную из высказываний, построенных по разным морфолого-синтаксическим моделям: используются практически ...