Роль античной мифологии в культуре. Мифология в
литературеСтраница 1
Античная литература (по латыни «антиквус» - значит « древний»), т. е. литература Греции и Рима, зародилась несколько тысячелетий назад. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература, или, точнее, письменные памятники греческой литературы, возникла в Греции не раньше VIII в. до н. э Им предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение многих столетий, а может быть, тысячелетий. Первые известные нам памятники греческой литературы – это поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они и явились результатом этого векового развития устного народного творчества в Греции. Периодом наивысшего развития греческой литературы был V век до н. э., который называется также периодом греческой классики.[8,с.311] Возрос интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).
Наряду с интимной лирикой возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт). Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию — наивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей.[23,с.5]
Трагедия, возникшая из культовых игр и ритуалов праздника Диониса, первоначально являла собой усложненный диалог хора с актером (затем двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменовались состязаниями трагиков: каждый представлял три трагедии и драму сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти и страдания человека.
Победа личностного начала над родовым особенно занимала "отца трагедии" Эсхила. В трилогии "Просительницы", "Египтяне", "Данаиды" он выражает сочувствие к девушкам, насильно выданным замуж, и оправдывает убийство ими своих женихов в брачную ночь. В то же время он поет гимн браку по любви — одна из данаид сохранила жизнь своему мужу, т. к. полюбила его.
В трилогии "Орестея" жена не может простить мужу, что он пожертвовал их дочерью, ставит государственное выше личного. В то же время Эсхил отстаивает новый патриархальный брак: сын убитого, Орест, принимает сторону отца и мстит матери. Впервые в мировой литературе Эсхил воспевает знание в образе Прометея, принесшего огонь людям.
Особенно ярко отображены судьба и страдания человека на фоне близких мифологическому сознанию объективно-идеалистических представлений о роке (потом - законе), который торжествует вопреки всему. В трагедии Софокла царь Эдип пытается бороться с судьбой: узнав от оракула о том, что ему предстоит убить отца и жениться на собственной матери, он уходит из дома (не зная, что он приемный сын). Во время странствий Эдип убивает своего настоящего отца, не подозревая об этом. В городе, освобожденном им от сфинкса, он женится на своей матери - вдовствующей царице. Чтобы избавить город от мора, он предпринимает отчаянные попытки найти и наказать убийцу прежнего царя (себя). [22,с.407]
Если общий эмоциональный фон трагедии был обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более древние фаллические обряды, тесно слившиеся с общинным мировоззрением. Использование фаллических песен против притеснителей общины придало комедийному жанру обличительную направленность. При этом главным оружием стало высмеивание. [9,с.98]
Правда, высокая комедия Аристофана (ок. 445 - ок. 385 гг. до н. э.), ориентированная на достаточно образованную и равноправную аудиторию, отличалась интеллектуальным характером. С позиций общинной морали он доказывал непреемлемость субъективного толкования социальных процессов и норм и вытекающего отсюда индивидуализма. Аристофан не мыслил счастья человека вне общего счастья, осознавая, что политическая борьба ведет к власти все более страшных людей. Волшебное преображение Афин, считал он, возможно лишь с возвратом старых героических идеалов ("Всадники"). Причем заметно, что сам Аристофан понимал, что это лишь мечты, поскольку героические идеалы тесно связаны с войной, а война хороша только для богачей и плутов ("Ахарняне"). Может быть, и общинные идеалы ему не совсем ясны: идея общности имущества абсурдна, т. к., например, ведет к обобществлению жен и мужей ("Женщины в народном собрании"). Но все же Аристофан за более справедливое распределение. По-видимому, причина того, что Плутос (бог богатства) слеп и деньги попадают не производителям-земледельцам, а паразитирующим членам общества, в том, что насаждаются неверные идеалы. [10,с.139]За это он осуждал философов-софистов, к которым относил и Сократа ("Облака"), а в литературном творчестве "разоблачал" Эврипида как носителя вредного скептицизма, певца темных страстей душили противопоставлял ему Эсхила ("Лягушки"). Как видим, в мировоззрении литераторов отразилась борьба социальных идей в их философском оформлении. Первые литературные памятники в Риме мы находим в III в. до н. э. Периодом расцвета римской литературы был I век до н. э. История ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в V в. н. э. [22,с.415]
Похожие публикации:
“Радостный период
детства”
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе “ее духовный облик” некоторые черты ма ...
«Душечка»
В рассказе «Душечка» А.П. Чехов дал нам образ Оленьки Племянниковой или Душечки, как ее звали окружающие:
«Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной ком ...
Заключение.
Новое социальное мышление несравненно расширило сегодняшний культурный горизонт, наш исторический кругозор. В общественный обиход включаются недоступные прежде сведения. Касаются они и той доли национального творческого наследия, которая ...