Символико-мифологическая трактовка женского начала
в романе Пауло Коэльо "Ведьма с Портобелло". Природа символа и его взаимосвязь с мифомСтраница 1
Анализ современного изучения проблемы символики показывает, что символ явился закономерным результатом осмысления окружающего мира древними человеческими сообществами. Необходимость в таком необычном изображении действительности возникла по причине того, что в символ заложена возможность давать в сжатом виде огромную информацию. Сам термин символ происходит от греческого symbolon, что значит условный обозначающий материальный знак для членов определенной группы людей. Передача информации через символы постепенно привела к развитию различных форм символов. Кроме материальных, образовались вербальные, графические, звуковые и др., которые стали важным открытием человечества.
Символ не имел терминологического обозначения, пока по сути своей являлся отображением непосредственной дорефлекторной мысли и наивной веры. Термин символ стал использоваться в античный период. Платон, например, трактовал его как выразительный эйдос, где эйдос - обобщенная сущность, лицо предмета или живой личности в абсолюте [24; с.232-233].
Общеизвестная семантика слова символ была очерчена Емвлихом. Согласно его позиции, символ обозначает то мудрое и сущностное, что есть в бытии и что нужно уметь расшифровать и перевести на более рациональный язык. Символ воспринимается как основное связующее звено между человеком и Богом. Символ существует в материальном мире, но в то же время как бы представляет высший мир и даже самого Бога [25; с.258].
Весомый вклад в разработку теории символа сделали западноевропейские философы. Шелинг обратил внимание на отличия реализации символа в язычестве и христианстве; Гегель подчеркивал, что символ - это знак, который уже в своей внешней форме заключает содержание представляемого им представления. Многозначность символа обуславливается и тем, что символы создавались не рационалистично, а на уровне художественной интуиции [26; с.183]. Приобретение символом широкого поля значений объяснялось и его тесной связью с формой глубокого осмысления окружающего мира, для которого характерно множество представлений о каком-либо предмете или явлении. Такие образные представления могли превратиться в символы [27; c.47]. Тогда символ становился элементом актуального духовного образа конкретной культуры - мифа.
Согласно Тернеру, символ - продукт творческой деятельности человека, который вызывает конкретные ассоциации и может обозначить объект, который реально существует. Символ одновременно выступает и как реальный инструмент, при помощи которого человек решает ряд проблем.
Исходя из другой исследовательской парадигмы, ученые пришли к выводу, что исторически символ способствовал развитию свядомасци, усвоению действительности и познанию объективного мира. Э. Касирар считает, что при помощи символов человек упорядочивает окружающий хаос, конструирует все, что составляет человеческую Вселенную, человеческую культуру; человек может что-либо увидеть и познать только непосредственно через художественную среду, которая формируется из художественных и религиозных образов, мифологических символов, лингвистического феномена. Таким образом, символ выступает как замена какого-либо явления или предмета, имеет внешнее конкретное выражение и потому легко воспринимается человеческой свядомасцю, чем какая-либо абстрактная идея, высказанная логично.
В возникновении и функционировании символа в культуре наблюдаются те же ступени, что и в процессе познания: от чувственного созерцания действительности к абстрактному мышлению, и от него - к практике, т.е. к использованию символа для введения человека в общество, культуру, вселенную.
В. Тернер видит роль символа в его особенности быть фиксированным элементом связи между мирами, которые понимаются как части огромного организма. Символ тогда представляется не носителем идеи, а самой идеей, ее материальным выражением, переживается как действительность. Символ полностью зависит от ритуального текста и изначально имеет неочерченное, многоаспектное содержание. Для Тернера символы - прежде всего "механизмы" пробуждения, направления и сдерживания таких эмоций как ненависть, страх, любовь, горе. И "работают" такие механизмы через ритуал [28; с.42,44].
Похожие публикации:
Кинематограф в жизни В.М.Шукшина
В литературу Шукшина привел именно кинематограф.
Студентом Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора» (1958). Это – актерское начало Шукшина. Затем были главные роли в фильмах: «Золотой эшелон» (195 ...
Современники Диккенса. У.Теккерей.
У.Теккерея считают одним из самых выдающихся писателей середины 19 в., достойных занять место рядом с Диккенсом. Читателям он известен как автор “Книги о снобах” и “Ярмарки тщеславия”, после издания которой писатель получил всеобщее призн ...
Певец России
Срединная неоглядная Русь, «равнина дорогая», седой туман, стелющийся по стерне, оклик журавлиный в лиловом осеннем небе, долго пламенеющие гроздья рябины на опушках. Да еще россыпь изб вдоль бесконечной, теряющейся в просторе дороги, ред ...