Завет мужаСтраница 1
Наталья Николаевна выполнила завет мужа. Почти два года она прожила в деревне – Полотняном Заводе. К ней приезжали отец поэта Сергей Львович, Нащокин, Жуковский. Она писала С.Н. Карамзиной: "Я выписала сюда все сочинения и пыталась их читать, но у меня не хватает мужества: слишком сильно и мучительно они волнуют, читать его – все равно что слышать его голос, а это так тяжело!" Потом она возвратилась в Петербург. Растила детей. Заботилась о средствах к жизни. Поехала – впервые – в Михайловское. Поставила памятник на могиле Пушкина. Долго еще не выходила замуж. Благодаря недавним публикациям ее писем о последующих годах жизни Натальи Николаевны известно больше, чем о тех, что были прожиты с Пушкиным. По-видимому, она во многом изменилась, прибавив полученную горьким опытом мудрость к редкостной доброте, незаурядному уму и неповторимому очарованию.
В 1844 г. Наталья Николаевна приняла предложение генерала Петра Петровича Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла замуж во второй раз. Ему в то время было 45 лет, прежде он женат не был. Детей Пушкина Петр Петрович принял как родных. У Натальи Николаевны были от второго брака три дочери. Вся большая семья – нередко гостили племянник Ланского и сын сестры Пушкина, Лев Павлищев, - была дружна и безмерно уважала Наталью Николаевну.
Вопрос о том, забыла ли она Пушкина – абсурден. Их дети были для нее – он, его книги – тоже; о племяннике поэта Льве Павлищеве она писала: "горячая голова, добрейшее сердце – вылитый Пушкин". Виделась Наталья Николаевна с "первым бесценным" другом Пушкина Иваном Ивановичем Пущиным, когда он возвратился из сибирской ссылки. Он много не знал о ней, что знаем теперь мы, и писем Пушкина к ней он никогда не читал. Мог ли он понять ее до конца, мог ли он отчасти не винить ее в душе своей?
Наталья Николаевна берегла рукописи Пушкина и позаботилась об их дальнейшей судьбе. Его письма хранились у Натальи Николаевны в семи особых пакетах с ее собственноручными пометками, например: "из Петербурга. 1834", "из Москвы. 1836" и т.д. Ее собственные письма к мужу были также возвращены ей после посмертного жандармского обыска в кабинете поэта в 1837 г. Незадолго до кончины Наталья Николаевна произвела раздел наследства между детьми. Все рукописи Пушкина достались старшему сыну Александру Александровичу и впоследствии поступили в Московский Румянцевский музей. Только для писем Пушкина, адресованных к ней, Наталья Николаевна сделала исключение: она передала их младшей дочери Наталье Александровне, остро нуждавшейся тогда в материальной поддержке. Мать надеялась, что когда-нибудь, передавая письма в архив, дочь получит за них немалую сумму. В 1876 г. младшая дочь Пушкина передала через посредство И.С. Тургенева письма Пушкина к жене для частичной публикации. Впоследствии и они оказались в архиве.
Объективности ради, надо сказать, что благодаря этому мы теперь обладаем бесценным материалом для того, чтобы судить о действительных отношениях в семье Пушкиных. Те друзья поэта, высказывания которых приведены в начале работы, такой возможности не имели. Что касается писем Натальи Николаевны к мужу, то судьба их по сей день неизвестна. Время от времени появляются утверждения о том, что когда-то они хранились в Румянцевском музее, но потом таинственно исчезли. Несравненно более убедительными представляются, однако, документальные разыскания самих работников архива, подтверждающие, что писем Натальи Николаевны в музее никогда не было. Вполне возможно, что она сочла нужным их уничтожить.
Осенью 1863 года в семье Александра Александровича Пушкина родился мальчик – также Александр. По просьбе сына Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву – на крестины внука. Она и раньше страдала легочным заболеванием, а тут еще простудилась. Возвратившись в Петербург, слегла с тяжелым воспалением легких и скончалась 26 ноября 1863 года.
Похожие публикации:
А.Н. Радищев «Вольность»
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и ис ...
Саша Чёрный (1880-1932 гг.)
Посильна беда со смехом,
невмочь беда со слезами.
Русская пословица.
Поэзия “Серебрянного века” - это не только “муза дальних странствий” и откровения самовитого слова, не только есенинские лирические признания и блоковские стихи о Пре ...
Поэзия В. Высоцкого в литературном процессе эпохи. Авторская
песня в литературном процессе 2ой пол. XX века
Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Сама по себе «поющаяся поэ ...