Приведите примеры карнавальной образности в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
Украинская народно-праздничная и ярмарочная жизнь, отлично знакомая Гоголю, организует большинство рассказов в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” - “Сорочинскую ярмарку”, “Майскую ночь”, “Ночь перед Рождеством”, “Вечер накануне Ивана Купала”. Тематика самого праздника и вольно-веселая праздничная атмосфера определяют сюжет, образы и тон этих рассказов. Естественно, мотивы карнавализации встречаются в творчестве Гоголя.
Основная цель карнавала – вывернуть наизнанку привычные представления о мире как о разумной иерархической системе, поставить с ног на голову обычный порядок вещей, осмеять все привычное и застывшее с тем, чтобы через отрицание, осмеяние способствовать его возрождению и обновлению.
Основа комического у Гоголя – это карнавальность, то есть такая ситуация, когда герои как бы надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами и все кажется перепутанным, перемешанным. На этой основе и возникает очень своеобразная гоголевская фантастика.
В «Майской ночи» мы видим как гуляют парубки. Левко уже было хотел утихомирить их, но их неожиданное появление и открывает ему человека, который предлагает Ганне более серьезную любовь, браня при этом Левко. Этот незнакомец оказывается его отцом.
Вот тогда-то Левко и решает проучить его, подбивая буянов-парубков. «Согласны ли вы побесить хорошенько сегодня голову?», - спрашивает Левко у них, и просит переодеваться всех «кто во что ни попало». Тут мы видим и неподчинение Левко своему отцу, все это сопровождается карнавальным переодеванием, публичным осмеянием головы (Левко сочиняет песню про своего отца с неблагопристойными словами).
В «Ночи перед Рождеством» так же есть мотивы карнавализации. Стоило черту (по свом личным "нечистым" мотивам) украсть с неба месяц, как все смешалось в человеческом мире. А черту всего и надо-то было, что насолить заклятому врагу - кузнецу Вакуле да понежиться с его матерью - ведьмой Солохой. Не тут-то было: вознамерившийся всех охмурить, черт сам был одурачен, попав в плен к Вакуле и покорно отправившись с ним на плечах в Петербург к самой Екатерине.
М. Бахтин пишет, что «существеннейшую роль играет веселая чертовщина, глубоко родственная по характеру, тону и функциям веселым карнавальным видениям преисподней». Злая стихия, а здесь это черт, становится травестийным персонажем, которого можно высмеять. Вакулу «забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему».
Карнавализирован образ Пацюка. Очень интересно показано как Пацюк поедает вареники. Он «разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот», но его лень и обжорство довело его до того, что ему лень наклоняться, поэтому вареники сами падали ему в рот.
М. Бахтин отмечает «совершенно карнавальный образ игры в дурачки в преисподней в рассказе «Пропавшая грамота», когда ведьмы, играя в дурачка, предлагают деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет, свою шапку.
Похожие публикации:
Окказионализмы В.Хлебникова.
Как было сказано ранее, Хлебников не просто создавал окказиональные слова, он создавал свой язык со своими законами. Эксперименты со словами различны. В нашей работе мы не смогли полностью исследовать все произведения В.Хлебникова. В сбо ...
Авангард
Авангард (от фр.avant-garde – передовой отряд) – это совокупность течений в искусстве нач. XX века, отрицающих классическую эстетику художественности произведения: «Сбросим Пушкина с корабля современности![15]
» и провозглашающим новую эс ...
Учреждение патриаршества
Антифеодальные восстания, распри между боярами и полная недееспособность царя Фёдора ослабили самодержавную систему управления. Раздор между светской и духовной властями и низложение митрополита Дионисия усугубили кризис. Правительство ст ...