Образ Бенедикта
Бенедикт, главный герой романа, является продуктом нового общества и невольным продолжателем жизни прежнего общество, что, в первую очередь, проявляется в его внешнем облике: у Бенедикта нет никаких Последствий. Мать его из Прежних, с «ОНЕВЕРСЕТЕЦКИМ АБРАЗАВАНИЕМ», рассказывала сыну о прошлой жизни, о ее устройстве, но все эти истории были для мальчика лишь сказкой, интересной, но невероятной. Отец героя из Прежних, он не любил рассказов о прошлом, за что частенько бил свою жену, научил Бенедикта работе руками: «Каменный топор изготовить – шутки ли? А он может. Избу срубить – срубит…Печь сложить умеет. Баньку спроворить… Умеет скорняжить, сыромятные ремешки из зайца резать, шапку сшить – ему все с руки».
Бенедикт – человек, знающий грамоту, работающий в конторе государственным писцом, но при этом не читавший настоящих, старопечатных книг, на которые «ведет охоту» государство, утверждающее, что они радиоактивны. Все, что он переписывает и читает, - отрывки, куски настоящей литературы, произведения великих писателей и поэтов старого времени, чьи имена Федор-Кузьмич стер из истории и чьи произведения он издает от своего имени.
Герой одержим страстью к чтению. Он не понимает многих слов, не воспринимает метафор и аллегорий, не видит переносного значения слов, от чего его чтение является лишь процессом, а информация, полученная во время этого процесса, является ложной:
«От зари роскошный холод
Проникает в сад, -
сочинил Федор Кузьмич.
Садов у нас, конечно, нету, это разве у мурзы какого, а что холодно – это да. Проникает. Валенки прохудились, нога снег слышит».
Сознание Бенедикта характеризует двойственность. Герой мечтал о должности истопника, которая может дать власть и ощущение превосходства над другими людьми, но по настоянию матери, он был обучен грамоте и стал переписывать то, что «сочинил» Федор Кузьмич. На протяжении всего романа читатель надеется и верит в то, что Бенедикт вот-вот обретет свой путь, на который его постоянно направляют Никита Иваныч из прежних и Варвара Лукинишна. Создается впечатление, что Бенедикт вот-вот поймет смысл скрытого, осознает значение искусства и увидит, что мир, окружающий его на самом деле не такой, каким преподносит его людям Федор Кузьмич. Но, как говорится, не судьба…
В центре внимания автора находится процесс становления личности главного героя – от момента его первой любви и женитьбы до момента его полного отделения от общества, одиночества, в котором ему предстоит сделать выбор, в дальнейшем определивший судьбу всего города.
Изначально социальное положение Бенедикта было весьма незначительным. Несколько раз в произведении Бенедикт переживает некое «вознесение»: в первый раз кратковременное, имущественное, а во второй – социальное. Конечно, была вероятность и третьего подъема – подъема духовного, но, немного приподнявшись, герой лишь падает вниз, не замечая, впрочем, своего падения. Бенедикт не способен на прозрение, его сознание останется ограниченным, а конь так и будет для него большой мышью.
Жажда чтения становится причиной того, что Бенедикт и сам становится Санитаром, а потом, свергнув вместе со своим тестем тирана Федора Кузьмича, убежденный, что спасает искусство, предает на казнь своего друга Никиту Иваныча. И все это – ради того, чтобы получить очередную порцию книг, еще не прочитанных им.
Стоит задуматься, сколько таких Бенедиктов можно встретить на улице сегодня, когда прилавки книжных магазинов заполнены самым разным товаром, у скольких людей названия книг схожи с названиями из библиотеки героя романа: «Гамлет – принц Датский, «Ташкент – город хлебный», «Хлеб – имя существительное», «Уренгой – земля юности», «Козодой – птица вешняя», Чесотка – болезнь грязных рук»?
Да, книга – наше богатство, но попадая в руки людям, не умеющим правильно понять ее, она становится лишь словами, не имеющими никакого смысла.
Похожие публикации:
Анализ стихотворения
Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком.
В этом стихотв ...
О любви в лирике Вероники Тушновой и Юлии Друниной
Тема любви вечна и всегда нова. Лирика великих поэтов хранит то общечеловеческое, что пережито людьми разных веков и стран и что переживается нами вновь и вновь. Но в то же время любовная лирика интересна читателю разнообразием поэтически ...
Художественные приёмы, помогающие
Чехову создать подтекст и воплотить свой замысел
Литературовед М. П. Громов в статье, посвящённой творчеству А. П. Чехова, пишет: «Сравнение в зрелой чеховской прозе столь же обычно, как и в ранней <…>». Но сравнение у него - «не просто стилевой ход, не украшающая риторическая фиг ...