Сатирические серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя»Страница 1
В начале 30-х годов 18 века Уильям Хогарт обратился, как он сам писал, к более новому жанру, а именно к писанию и гравированию на современные морализующие сюжеты. «… В этих композициях, - пишет художник, - те сюжеты, которые в равной мере развлекают и развивают ум, естественно, особенно полезны и должны быть поэтому поставлены выше всего…».
В этих словах – весь Хогарт. Он не думает о прибыльности своего искусства, не желает зависеть от заказчиков и дорожит свободой художника и человека. Хогарт начинает искать новую тему, новую форму. Он идет к открытию, которое даст ему возможность поведать миру нечто важное и которое будет неразрывно связано с общественной задачей искусства – с нравственным воспитанием зрителя художником.
Кроль А.Е. пишет, что в области создания картин «на современные морализующие сюжеты» Хогарт действительно был в Англии пионером. Его желание быть оригинальным полностью осуществилось. Он умел выбрать злободневный современный сюжет и раскрыть его с трезвой иронией и мастерством профессионального драматурга.
В 1732 году Хогарт выпустил серию из шести картин под общим названием «Карьера проститутки» [Прил. рис. 4, 5, 6, 7, 8, 9], явившуюся важной вехой в его творческом формировании. Серия сделала его знаменитым и утвердила за ним репутацию «самого полезного художника».
Серия картин «Карьера проститутки», как пишет Кроль А.Е., была первым в буржуазной Англии манифестом, выразившим на языке изобразительного искусства нравственные идеи, уже ранее провозглашенные философией и литературой. Она касалась тех моральных представлений и тех сторон жизни, которые до этого времени не входили в сферу английского искусства. Целям художника могло служить массовое искусство, которым являлась гравюра. Хогарт начинает распространять дешевые и доступные для многих гравюры со своих картин, и у него появился обширный круг потребителей. Хогарт обращает свои серии и к высокообразованным людям и к широким слоям населения. Он разговаривает со зрителем простым понятным языком о вещах, способных увлечь и захватить каждого.
Хогарт, пишет Кроль А.Е., большой и оригинальный художник, шел по пути совершенствования своего мастерства, безупречно ясного выражения мыслей, подчиняя общему замыслу многочисленные детали; в то же время он умел обилием и разнообразием этих деталей насытить произведение подлинным дыханием жизни.
Большой интерес в его сериях представляет вопрос о том, какие образы мы видим в сериях Хогарта, вымышленный ли это образ, или чей-то портрет. Анонимный журналист, современник художника говорит о том, что у окон книжной лавки, где висели листы Хогарта, постоянно толпились прохожие, выискивая все новые и новые знакомые лица – судью, старую сводню, знаменитого кутилу и т.д. Покупая гравюры, лондонцы покупали сатирические портреты своих знакомых сограждан. Но надо сказать, что позднейшие исследователи считали иначе, отрицая портретность героев. Следует все же отметить, что каждый персонаж Хогарта реалистичен, конкретен, это типический образ, в котором в обобщенной форме переданы индивидуальные черты.
Содержание серии «Карьера проститутки» перекликается с романом Дефо «Молль Флендерс». Но это история, взятая художником из жизни. Деревенская девушка, некая Мэри Хэкабаут, приезжает в Лондон, попадает в руки старой сводни тетки Мидхем, становится содержанкой и оканчивает свою жизнь среди обитателей лондонского «дна».
Каждое из полотен изображает определенный узловой момент этой типичной истории: приезд Мэри в Лондон и встречи со сводней, Мэри в доме ее «покровителя», арест Мэри как девицы легкого поведения и т.д., вплоть до конца ее жизни.
Создавая из каждой сцены самостоятельное целое, художник несколькими важными подробностями связывает ее с тем, что ей предшествовало и что последует. Так в сцене прибытия девушки в Лондон гусь в ее корзинке с провизией служит напоминаем о деревне, откуда она приехала, а фигура джентльмена, разглядывающего ее с циничным любопытством и опустившего руку в карман за кошельком, указывает на ее дальнейшую судьбу. Существует мнение, что замысел сцены подсказан художнику статьей в журнале «Наблюдатель», где описывалась история приезда в Лондон деревенской девушки и ее встреча с хозяйкой притона. Но возможно этот сюжет Хогарту подсказала сама лондонская жизнь.
Похожие публикации:
Тема любви в творчестве Вероники Тушновой. Биография
Вероники Тушновой. Особенности творчества, жизнь, социальные условия
Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1915 года в Казани в семье профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов в Москве. П ...
Автобиография
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости.
С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у кот ...
Певец России
Срединная неоглядная Русь, «равнина дорогая», седой туман, стелющийся по стерне, оклик журавлиный в лиловом осеннем небе, долго пламенеющие гроздья рябины на опушках. Да еще россыпь изб вдоль бесконечной, теряющейся в просторе дороги, ред ...