Любовная лирикаСтраница 1
Лирика, по определению, это «литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание».
Лирический образ – это эстетически значимое переживание, в котором автобиографическое начало содержится как бы в снятом виде.
«Лирическое стихотворение в принципе, в наиболее сосредоточенной его форме, - это мгновение человеческой внутренней жизни, своего рода снимок ее при вспышке магния: мы сразу оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно и полновесно». Лирика не обладает (и не нуждается в них) возможностями широкого описания явлений действительности или сложного развертывающегося сюжета; основным ее средством является слово, отвечающее своей организацией (лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание) тому переживанию, которое находит в нем свое выражение.
Поэтому слово в лирическом произведении отличается от слова в многотомной эпопее своей уплотненностью (т.е. значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенка ударения, паузы, слога). Отсюда вытекает тяготения лирики к стихотворной форме, построение которой делает особо заметным каждый элемент речи, каждый ее нюанс и оттенок.
Лирика обладает непосредственной связью с музыкой, о чем говорит само название (от лиры – инструмента, под который исполнялись песни). В древней Греции лирические стихи сопровождались определенным музыкальным инструментом.
Различают разные виды лирики по жанрам: гражданская, любовная, декламационная, элегическая, философская, дидактическая и т.д.
Любовная лирика – очень субъективная, личная лирика, основной темой которой является любовь. Ее происхождение очень древнее. Первыми известными любовными лириками был Мимнерм и Сафо. Сафо в своих стихах выражала целую симфонию чувств и ощущений, доходящую до физиологических подробностей и самозабвения, что было абсолютной новостью в тогдашней греческой литературе. Впоследствии ей стали подражать многие поэты. Любовная лирика имеется практически у каждого поэта. Замечателен любовный цикл Петрарки, Шекспира, Данте, Вергилия. Распространению и развитию лирических форм в средние века способствовали трубадуры, миннезанги и труверы. Особый расцвет лирики пришелся в эпоху Возрождения, когда выросло значение личности и, соответственно, значимости ее индивидуальных переживаний (во Франции – это кружок «Плеяды» с «певцом любви» Ронсаром, в Испании – Эррера, Лопе де Вега). В Англии в жанре любовной лирики творили Серрей, Ф. Сидней («Аркадия», «Астрофель и Стелла»), Спенсер, для которого характерно соединение любовно-лирических тем с сатирическими.
Байрон, восприняв лучшие традиции созданной любовной лирики, смог не только обогатить ее содержание новыми темами и образами, но и существенно разнообразить языковые средства. Новаторство Байрона в этом жанре состоит, прежде всего, в том, что он влил в английскую поэзию восточную тему, восточные мотивы и образы со своей особой спецификой чувствования. Второе отличие состоит в соединении лирических мотивов с гражданскими (или, шире, с метафизическими мотивами, куда входят и библейские мотивы) и вообще в самой трагической окраске лирики.
Лирика – это стихотворство раскрывающее человеческую душу.
Душа человека ни в чем так полно не раскрывается как в любви. Когда к человеку наведывается это чувство – сила, передвигающая миры и сердца, душа человека показывает свои лучшие стороны. Как в обновлении жизни по весне, во внешнем и душевном образе человека появляются признаки, обнаруживающие черты, близкие бесконечности, с тем ненасытным стремлением к идеальному и недостижимому, которое заложено в каждой душе.
Люди любят так, как понимают мир. История любви любого человека – это копия истории его отношений с миром вообще. Возлюбленный образ – вот наиболее понятный и необходимый символ для ощущения мира. Ведь не зря тема любви и любовных тревог и томлений занимают такое центральное, такое большое место в произведениях искусства всех времен. Это происходит не потому, что признанные мастера одолеваемы пылом любви, а оттого, что творческий инстинкт их указывает то состояние человека, когда душа его наиболее открыта вечным началам истины, добра и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, не только желает наслаждений, но и сам способен совершить наивысшие подвиги самоотречения, способен дерзнуть и на то, что превышает его силы.
Похожие публикации:
Цветы и их значения
Наверняка все знают, что цветы, как и дети - радость для каждого человека. Ведь они вносят в нашу жизнь тепло и ласку, ослепляют наши глаза радугой цвета и морем наслаждения. Они делают нашу жизнь ярче, прекрасней и немного счастливей.
И ...
Жанр баллады в контексте литературы 18 – начала 19 веков. Представления
классицистов о балладе
«Поэтическое искусство» Буало – кодекс классицизма, по этому трактату можно судить, каковы представления классицистов о том или ином художественном явлении. Буало в своем «Поэтическом искусстве» практически не выделяет баллад как самостоя ...
Языковой колорит эпохи в исторических миниатюрах М. Осоргина.
Язык исторических миниатюр М. Осоргина – язык подлинно народный. Равно как и в других произведениях писателя, он емок, гибок и предельно выразителен. Все многообразие языковых средств в миниатюрах подчинено главной задаче - добиться соотв ...