Факультативное
занятие по творчеству А.П. Чехова в 10 классе.Страница 1
Русская усадьба в драматургии Чехова на основе анализа пьес «Дядя Ваня», «Три сестры».
Произведения А.П.Чехова, отобранные современными программами по литературе для 10-ых классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому первейшая задача учителя русского языка и литературы - заронить в души учеников живой интерес к творчеству А.П. Чехова.
Тема усадьбы не стоит в образовательных программах для обязательного анализа, поэтому её можно выделить отдельным блоком в изучении драматургии Чехова.
При анализе заявленных пьес предлагаю классу следующие вопросы.
Пьеса «Дядя Ваня»
1. Дайте определение сюжета, фабулы.
2. Изложите сюжет пьесы. (здесь учитель должен подвести учащихся к такому выводу, что фабула в данной пьесе занимает второстепенное место).
3. Чем же тогда определяется развитие действия? (предлагается работа с текстом I действия пьесы).
4. Охарактеризуйте настроение героев. (Учитель обращает внимание учеников на то, что Астров и Войницкий недовольны своей настоящей жизнью).
5. Какие мотивы звучат в I действии пьесы?
6. Героев объединяет дом, в котором они обитают. Каков он? (учащиеся обращают внимание на реплики героев и авторские ремарки).
7. Расскажите о жизни дяди Вани в имении.
8. В чём, по-вашему, заключается своеобразие конфликта?
9. Какая сцена становится кульминационной в проявлении героями их недовольства друг другом? (работа с текстом 3-го действия. Чтение по ролям)
10. Как можно оценить финал пьесы?
11. Достигли ли герои желаемого? (Учитель должен подвести учащихся к следующему выводу: крушение надежд на счастье терпят все герои).
12. Был ли у героев шанс стать счастливыми, реализовать свои мечты? Что для этого нужно было сделать?
13. Что же мешает героям Чехова совершить правильный выбор? (будет уместно рассказать библейский миф об Аврааме, который готов был принести сына своего Исаака в жертву по требованию Бога, что становится примером бесконечной веры.
Пьеса «Три сестры»
1. Изложите сюжет пьесы. Что общего с сюжетом пьесы «Дядя Ваня»?
2. Определите основные мотивы, проблемы в пьесе. Как они реализуются в системе образов? Какие изменения происходят с героями в ходе пьесы? (будет уместным предложить работу по составлению таблицы)
3. С кем из героев пьесы «Дядя Ваня» можно соотнести Андрея Прозорова?
4. Как сёстры ведут себя в ситуации выбора? Что мешает им быть счастливыми?
5. В чём роль Солёного в пьесе? (Учитель должен показать, что у Солёного главная функция – разбивать иллюзии героев- идеалистов).
6. В чем смысл смерти барона Тузенбаха?
7. Образу Солёного функционально близок Чебутыкин. Докажите это.
8. В чем состоит роль Наташи в пьесе?
9. Проследите, как создаёт Чехов образ дома. Сравните с образом дома в пьесе «Дядя Ваня». (Обобщение учителя: В описании дома меньше конкретики. Больше внимания уделено психологическому состоянию героев в нём. Если в «Дяде Ване» имение свободно от долгов, то здесь дом заложен. Так же возникает оппозиция “жизнь в доме – Москва”, в которой бытие в доме мыслится как неподлинное, Москва же становится символом иной, настоящей жизни. Герои уже желают продать дом, смутно чувствуя, что именно он является препятствием на пути к счастью.
Таким образом, проблемы, мотивы, заявленные в пьесе «Дядя Ваня», находят своё дальнейшее развитие в «Трёх сёстрах». Однако финал пьесы открыт. На вопрос Ольги: “Зачем мы живём, зачем страдаем …” ответа нет).
Работа с текстом. Составление таблицы.
(Целесообразно разбить класс на 4 группы).
Герои |
I действие |
II действие |
III действие |
IV действие |
Андрей |
“Брат, вероятно, будет профессором, он всё равно не станет жить здесь, на скрипке играет”, “…выпиливает разные штучки”, переводит. |
“Я секретарь земской управы”, “… меняется, обманывает жизнь”, “жена меня не понимает”, “сестёр я боюсь”. |
“Измельчал наш Андрей”, “член земской управы”; “я заложил дом” “не верьте мне”. |
“настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то как хорошо .”. |
Ольга |
“Я уже состарилась… мне уже 28 лет”, “… пока одна мечта … скорее в Москву”. |
“Я замучилась … начальница больна, теперь я вместо неё”. |
“В эту ночь я постарела на десять лет”, “малейшая грубость, неделикатно сказанное слово волнует меня…” |
“Для нас начнется новая жизнь”, “Я не хотела быть начальницей, и все-таки сделалась ею. В Москве, значит, не быть…” “Жизнь наша еще не кончена. Будем жить!” |
Маша |
“Я в мерлехлюндии, невесело мне”, “жизнь проклятая, невыносимая”. |
“человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста”, “если бы я была в Москве”. |
“надоело…”, Андрей “заложил…дом в банке”, “хочется каяться… я люблю Вершинина”. |
“Я не пойду в дом, я не могу туда ходить…”, “я с ума схожу”, “надо жить”. |
Ирина |
“Бог даст всё устроится”, “отчего на душе у меня так светло”; “для меня всё ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить” – “человек должен трудиться, работать в поте лица”,”мне двадцать лет”. |
Служит на телеграфе. “Устала”, “чего я так хотела, о чём мечтала, того-то… и нет. Труд без поэзии, без мыслей” “В Москву”. |
“Мы уедем” “выбросьте меня, я больше не могу” “не стану работать…” “Мне уже двадцать четвертый год год, работаю уже давно… и ничего, никакого удовлетворения”, “оказалось, всё вздор”. “Поедем в Москву”. |
“мне трудно жить здесь одной … ненавистна комната, в которой я живу” “если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть”, “надо работать”. |
Похожие публикации:
«Степные люди» Серафимовича
При всем своеобразии пути Серафимовича, есть у него немало предшественников. Вначале особенно близкими себе он чувствовал В. Г. Короленко и Г. И. Успенского. Рядом встают имена В. М. Гаршина и Ф. М. Решетникова. Эти писатели ввели в литер ...
Вступление
С древнейших времен люди, сталкиваясь с необходимостью выживать в непростых условиях, мечтали о далёких «блаженных» странах, где есть все, что нужно для жизни, полной удовольствий, причем достается это без малейшего труда. В мифологии раз ...
Руссоизм
Руссо создал культ чувства («Мы велики своими чувствами»). Все творчество Руссо тесно связано с его философией, с его «религией сердца». «Не тот человек всех больше жил, который насчитывает наибольшее число лет, а тот, который всех больше ...