Улас Самчук и Василий БаркаСтраница 2
Наибольшего размаха голод достиг после завершения работы хлебозаготовительной комиссии, весной-летом в 1933 г. Люди вымирали целыми селами. Первыми, как правило, погибали мужчины, позже деть, и последними – женщины. Голод притуплял нравственность. Во многих местностях были зафиксированы случаи каннибализма. Самой страшной стороной голода была смерть миллионов детей . О масштабах детской смертности свидетельствует такой факт: в с. Плешкан на Полтавщини в канун голода 1932-1933 гг. в школе все четыре классных комнаты были наполнены учениками. После голода школу закрыли – больше никому было ее посещать.
Крестьяне пробовали спасаться побегом к городу, но и там их догоняла смерть – городское население само терпело от недостатка еды, да и боялось оказывать помощь “кулакам”, “контрреволюционерам” и “саботажникам”. Очевидцы свидетельствуют, что голод ограничивался украинской территорией; вымирающим украинским крестьянам не позволялось переходить или переезжать в Россию, где голод не был таким острым. На границе с Россией стояли заградительные отряды, которые расстреливали беглецов из Украины. Так же расстреливали крестьян, которые пытались спастись побегом через польскую или румынский границу.
Советское руководство долгое время не принимало мер, чтобы облегчить судьбу миллионов голодающих. Кучи зерна и картофеля, собранные на железнодорожных станциях для вывоза в Россию, гнили под открытым небом. Но охрана не подпускала к ним крестьян. В частных случаях люди, которых еще не совсем покинули силы, осмеливались на штурмы зернохранилищ. Их расстреливали, более счастливых после ареста отправляли на заключение – там по крайней мере можно было попоїсти! Сельских активистов, которые помогли реквизировать хлеб, оставляли умирать вместе с другими. Лишь в апреле в 1933 г., когда голод свирепствовал в полную силу, поступило распоряжение о передаче крестьянам определенного количества стратегических запасов хлеба. Партийному руководству, очевидно, не шла речь о гуманных целях. Оно боялось потерять полностью своих кормильцев. “На носу” была новая посевная кампания, а по селам не было ни чем сеять, ни самих сеятелей.
Советский режим отрицал факт существования голода. Потому количество жертв голода вычислить очень тяжело: никто не вел учета погибших . В 1937р. в Советском Союзе была проведена дежурная перепись населения. Он обнаружил огромные демографические потери, которые произошли со времени проведения предыдущей переписи 1926р. Наибольшее количество жертв голода подает Роберт Конквест: в 1932-1933 гг. погибло 7 млн. людей, из них 5 млн. В Украине, 1 млн. на Северном Кавказе, еще 1 млн. – в других местах.
Голод 1932-1933 гг., его истоки и последствия, стали настоящей национальной трагедией. И, конечно, большое человеческое горе, горе целой нации, не могло не отобразиться в художественной литературе. В украинской и мировой литературе в разные времена появились произведения об ужасе 30-х годов. Но, я считаю, глубже всего, обстоятельнее всего, более найпроникливіше разработали тему социальной катастрофы писатели украинской диаспоры Улас Самчук и Василий Барка.
Первым художественным произведением в украинской и мировой литературе о большой трагедии века был роман Уласа Самчука “Мария” (1939), написанный за рубежом по горячим следам страшных событий. Небольшой по объему, он охватывает несколько десятилетий: в нем автор художественно осмысливает общественные катаклизмы, человеческие драмы и трагедии в дореволюционный период, после октябрьского переворота, в годы гражданской войны и во время преступных большевистских реформ 30-х годов, следствием которых был геноцид, который забрал из жизни около 10 миллионов человек. Картины человеческих страданий, мученических смертей, аморальных деяний большевистских опричников поражают трагедийностью, широтой художественных обобщений.
Главную героиню роману Марию называют Богородицею. Она образ-символ многострадальной, разоренной Украины. Многое роднит ее с героинями украинских классических произведений, написанных в разные времена: из Маланкой Вол ( “Фата Моргана” Г. Коцюбинского), Катрей Гармаш (“Иметь” А. Головка – первая редакция), Половчихой (“Всадники” Ю. Яновского). Жизнь героини роману В. Самчука, ее любовь, испытание, страдание, боли, муки – все это описывается в стиле агиографического жанра, проходит через память умирающей от голода старой женщины, которая потеряла во времена социальных потрясений детей мужчины, нажитое тяжелым трудом имущество. Судьба Марии, ее великомученицької дочери с маленьким ребенком, трех синел – это судьба Украины и ее детей, которым судился свой путь, – невероятно тяжелый, страдник и трагический.
Похожие публикации:
Революционные песни
Идеи просветителей, облеченные в стихи, в ораторскую речь, журнальную публицистическую статью, в музыку, в живописные образы художников, вдохновляли революционную Францию. Гений французского народа внес в искусство эпохи революции одно из ...
После смерти
Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и чи ...
Старший инспектор Джепп
Старший инспектор Скотланд-Ярда Джепп присутствует почти во всех ранних романах о Пуаро. Он обычно ничем не помогает сыщику, а только ведёт официальное расследование. Впервые появляется в романе «Таинственное происшествие в Стайлз». С Пуа ...