Шукшин – сценарист, основные работыСтраница 2
Эта повесть и о русской женщине, чья любовь бескорыстна и всепрощающа, и о простых людях, готовых протянуть руку помощи человеку в беде. Шукшин ставил перед собой задачу, – преодолев сюжет, рассказать не о событиях, злосчастной судьбе рецидивиста, а о муках его души, ищущей гармонии, но так и не обретшей желанного успокоения.
В кинематограф и в литературу В. Шукшин пришел почти одновременно. Летом 1958 г., успешно закончив 4-й курс и приехав на режиссерскую практику в Одессу, он снялся в главной роли в кинофильме Марлена Хуциева "Два Федора". В августе этого же года в журнале "Смена" (№ 15) опубликован первый его рассказ "Двое в телеге". В этом рассказе и в ряде последующих еще ничего не было от зрелого Шукшина. Сам писатель понимал это и никогда не включал их в свои сборники. Дебют актерский был удачнее писательского. Но в дальнейшем успехи литературные и кинематографические существовали рядом.
По мнению критика Л. Аннинского, одного из первых исследователей творчества Шукшина, написавшего в 90-е гг. комментарии к его шеститомному собранию сочинений вместе с супругой покойного писателя Л. Федосеевой-Шукшиной, настоящий Шукшин прорезался сквозь ровную ткань первых рассказов в феврале 1964 г., когда на страницах журнала "Искусство кино" был опубликован рассказ "Критики", "поворотный, значительный рассказ". В этом же году выходит на экраны фильм "Живет такой парень", первая режиссерская работа Шукшина, в основу которой легли рассказы писателя и которая на XII Международном кинофестивале в Венеции получила "Золотого льва".
В 70-е гг. – картина аналогичная. Сборник рассказов "Характеры" (1973), ставший главным событием прозы, соседствует с кинофильмом "Калина красная", ставшим событием в кинематографе. В. Шукшин до сих пор остается непревзойденным мастером рассказа в русской литературе второй половины XX в.
«Калина красная»
Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки
Характер вызнала.
Характер вызнала,
Характер – ой какой,
Я не уважила,
А он ушел к другой…
Главный герой киноповести Егор Прокудин – сорокалетний мужчина, кличка Горе. Он сидит в исправительно-трудовой колонии. «Никем больше не могу быть на этой земле – только вором»- говорит Егор. «Я рецидивист… ворюга несусветный».
Но вот пришло время и Егор освобождается. Весна, воля… встреча с подружками-березками: «Вокруг был сплошной березовый лес. И такой это был чистый белый мир, на черной еще земле, такое свечение! Егор прислонился к березке, огляделся кругом.
- Ну, ты глянь, что делается! – сказал он с тихим восторгом. Повернулся к березке, погладил ее ладонью. – Здорово! Ишь ты какая… Невеста какая…»
«Жизнь калека», «многострадальная душа», «На злых мы сами волки. Но душа-то. душа-то… Плачет».
В поисках куда – бы «приткнуться» Егор вспоминает о Любе – «Любушка-голубушка», которая проживает в селе Ясное – Любовь Федоровна Байкалова.
Исповедь Егора: «Я бы хотел не врать, Люба, - заговорил он решительно. – Мне всю жизнь противно врать… Я вру, конечно, но от этого… только тяжелее жить… Я вру и презираю себя. И охото уж добить свою жизнь совсем. вдребезги…»
«И вот шагает он раздольным молодым полем… Поле непаханое, и на нем только-только проклюнулась первая остренькая травка. Егор шагает шибко. Решительно. Упрямо. Так он и по жизни своей шагал, как по этому полю – решительно и упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Шел – как будто в этом одном все искупленье, чтобы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь, как можно уйти от себя самого».
«Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко в бок, что всегда, и смолоду, тянуло к людям очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно». Такие и есть его бывшие друзья – воры.
Поездка к матери – старушка по кличке Куделиха, которая проживает в селе Сосновка. Егор не может сразу сознаться Любе в том, что это и есть его мать. Он, как вор, приезжает к ней в дом, прячет глаза – надевает очки, молчит. Напряжение: «Егор смотрел вперед – рот плотно сжат, глаза чуть прищурены». Когда Люба спрашивает о детях Куделиху – где они, знает ли она что о них, то бедная женщина не может сдержать слез: «Не знаю. В голод разошлись по миру… Теперь не знаю. Два сына ишо, два братца… Про этих не знаю». В этих словах звучит боль, с которой живет мать всю жизнь и мучается от незнания, что с ее детьми, где они?
Похожие публикации:
Введение. Постановка проблемы
Из всех великих писателей мировой литературы Рабле у нас наименее популярен, наименее изучен, наименее понят и оценен.
А между тем Рабле принадлежит одно из самых первых мест в ряду великих создателей европейских литератур. Белинский наз ...
Открытие Америки глазами писателей того времени
Вот что писал Монтень: "Наш мир только что отыскал еще один мир . не меньший размерами, не менее плодородный, чем наш, и настолько свежий и в таком нежном возрасте, что его еще обучают азбуке: меньше пятидесяти лет назад он не знал н ...
Биография А.А. Блока
Александр Александрович Блок (1880 – 1921) принадлежал к кругу старой русской интеллигенции. Его отец был профессором – юристом и философом, а мать – переводчицей.
Родители разошлись сразу же после рождения ребенка, поэтому Блок воспитыв ...