Шукшин – сценарист, основные работыСтраница 3
«Егор встал и вышел из избы. Медленно прошел по сеням. Остановился около уличной двери, погладил косяк – гладкий, холодный. И прислонился лбом к этому косяку, и замер. Долго стоял так, сжимая рукой косяк, так что рука побелела. Господи, хоть бы еще уметь плакать в этой жизни – все немного легче было бы. Но ни слизинки же ни разу не выкатилось из его глаз, только камнем скулы и пальцы до отека сжимали что-нибудь, что оказывалось под рукой. И ничего больше, что помогло бы в тяжкую минуту: ни табак, ни водка – ничто, все противно. Откровенно болела душа, мучительно ныла, точно жгли ее там медленным огнем. И еще долго твердил в уме, как молитву: «Ну, будет уже! Будет!»
Почему же Егор не признался, не сказал матери, что он ее сын? Совесть, да совесть, пусть, даже у вора – рецидивиста. «- Рано! – крикнул Егор. – Дай хоть волосы отрастут… Хоть на человека похожим стану».
Работа на тракторе по- своему помогает Егору ощутить себя хозяином земли, быть ей нужным. «Егор не понимал, как это будет – что он остановиться, обретет покой. Разве это можно? Жило в душе предчувствие, что это будет, наверно, короткая пора».
Неожиданный приезд гостя из «прошлого». Предчувствие беды Любой: «Как же ты меня-то не можешь понять: ждала я, ждала свое счастье, а возьмут да…»
«Ничто не изменилось в мире. Горел над пашней ясный день, рощица на краю пашни стояла вся зеленая, умытая вчерашним дождем… Густо пахло землей. так густо, тяжко пахло сырой землей. что голова легонько кружилась. Земля собрала всю свою весеннюю силу, все соки живые – готовилась опять породить жизнь. И далекая, синяя полоска леса и облако, белое, кудрявое, над этой полоской, и солнце в вышине – все была жизнь и перла она через край, и, не заботясь ни о чем, и никого не страшилась…»
Жизнь нарождалась, пробуждалась, а жизнь Егора висела на волоске. С презрением говорит Губошлеп о Егоре: «встретил бы где-нибудь – не узнал бы», «у него походка даже какая стала! Трудовая». Люсьен просит не трогать Егора, не убивать его: «Нам все равно скоро конец, пусть он живет. Пусть пашет землю – ему нравиться».
Но ни какие слова. ни какие уговоры не останавливают Губошлепа – он убивает Егора. В последнюю минуту жизни Егор помнит о матери: «Деньги… - с трудом говорил Егор последнее. – У меня в пиджаке… раздели их с мамой… - У Егора из-под приоткрытых век по темени сползла слезинка, подрожала, повиснув около уха, и сорвалась, и упала в траву. Егор умер».
«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи. вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое. одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».
«Жена мужа в Париж провожала»
Колька Паратов живет в городе и каждую субботу дает концерт – играет на гармошке: « Колька сидит и тихонько подбирает что-то на слух, что- то грустное. И думает, думает. Мысленно он исходил всю деревню, заглянул в каждый закоулок, посидел на берегу стремительной чистой реки…»
Жизнь в городе для Кольки – «добровольная каторга». Избавление от этой каторги – смерть. Он открывает газ… «У Кольки не успели еще высохнуть слезы…»
Так о чем же плакал и думал в последнюю минуту своей жизни Колька? Тоска по деревне, безысходность толкнула его на этот поступок – вернуться в деревню он не мог без жены и дочери.
«Сураз»
Все герои Василия Макаровича красивы если не телом, то обязательно душой.
Спирька Расторгуев – «Он поразительно красив; в субботу сходит в баню, попариться, стащит с себя недельную шоферскую грязь. наденет свежую рубаху – молодой бог! Глаза ясные, умные… Женственные губы ало цветут на смуглом лице. Сросшиеся брови, как два вороньих крыла, размахнулись в капризном изгибе». «Байрон» - так называла его учительница немецкого языка. Он – сураз – нагуленный ребенок.
Пять лет строгого режима «пыхтел» Спирька в тюрьме за грабеж. Однажды с дружком «перехватили на тракте сельповскую телегу из соседнего села, отняли ящик водки, всыпали возчику». Но это в прошлом, сейчас он шофер, красивый парень, «знает свое – матерщинничать да к одиноким бабам по ночам шастать».
В село, где проживал Спирька, однажды по весне приехала молодая супружеская пара – два новых учителя: Сергей Юрьевич и Ирина Ивановна Земленецкие.
Спирька влюбляется в Ирину Ивановну – маленькую, бледненькую, по-девичьи стройную, изящную женщину.
Похожие публикации:
Литература эпохи Просвещения
В историю XVIII век вошёл как «век Просвещения». В широком смысле это означало просвещение народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Просветители подчинили своё художественное творчество задаче переустройства общества. Осно ...
Саша Чёрный (1880-1932 гг.)
Посильна беда со смехом,
невмочь беда со слезами.
Русская пословица.
Поэзия “Серебрянного века” - это не только “муза дальних странствий” и откровения самовитого слова, не только есенинские лирические признания и блоковские стихи о Пре ...
Биография А.А. Блока
Александр Александрович Блок (1880 – 1921) принадлежал к кругу старой русской интеллигенции. Его отец был профессором – юристом и философом, а мать – переводчицей.
Родители разошлись сразу же после рождения ребенка, поэтому Блок воспитыв ...