Биография Антона Павловича ЧеховаСтраница 1
«Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…»
А.П.Чехов
ТАГАНРОГ. ДОМ. СЕМЬЯ. «Моя фамилия… ведет свое начало из воронежских недр, из Острогорского уезда. Мои дед и отец были крепостными…» (А.П.Чехов – А.И.Эртелю). В 1841году дед писателя Егор Михайлович Чехов выкупил у помещика себя и свою семью. В 1844 году семья Чеховых переезжает в Таганрог. Павел Егорович Чехов, отец А.П.Чехова, имел в Таганроге собственную бакалейную торговлю, стал купцом третьей гильдии. С детства знал грамоту, пел по нотам, играл на скрипке, организовал церковный хор, которым сам руководил.
В 1854 году П.Е. Чехов женился на дочери моршанского купца-суконщика Евгении Яковлевне Морозовой. В семье П.Е. и Е.Я Чеховых было шестеро детей: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария и Михаил.
17(29) у Чеховых родился третий сын, Антон. В метрической книге Успенского собора записано:
«Тысяча восемьсот шестидесятого года месяца Генваря семнадцатого дня рожден, а двадцать седьмого крещен Антоний…»
Отец – Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно – патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором.
Мать – Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
Дети росли покорными и тихими: домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором они пели, Лавка, в которой трудились все домашние от зари до зари, уроки домашние и гимназические – все это отнимало силы и время, отбивало охоту к шалостям. И все-таки детей учили уму-разуму подзатыльниками, розгами и не по злобе или вредности характера, но с искренней верой и по глубокому убеждению. Так было всегда, так растили и воспитывали и Павла Егоровича, и его отцов и дедов.
Воспитательная система Павла Егоровича угнетала от природы богатые задатки, заложенные в детях, и, чтобы вырастить их по своему разумению, он вынужден был просто-напросто сломать их. Ему виделись сыновья-коммерсанты, сыновья-купцы…
ГИМНАЗИЯ. ЛАВКА. ЦЕРКОВНЫЙ ХОР. В 1867 году Антона отдают в приготовительный класс греческой приходской школы. Через год он поступает в таганрогскую классическую гимназию. Преподавание велось по обычной гимназической программе: всеобщая и русская история, история Древней Греции и Рима, география России, история русской словесности.
В воспоминаниях Александра Павловича Чехова описана сцена, которая, по его утверждению, повторялась, чуть ли не ежедневно: «Антоша, ученик 1-го класса, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков…Отворяется дверь, и в комнату входит…Павел Егорович в шубе и глубоких кожаных калошах. Руки его серо-синие от холода.
-Тово…- говорит Павел Егорович,- я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.
Похожие публикации:
Романтизм в зарубежной литературе XIX века
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порыва ...
Революционные песни
Идеи просветителей, облеченные в стихи, в ораторскую речь, журнальную публицистическую статью, в музыку, в живописные образы художников, вдохновляли революционную Францию. Гений французского народа внес в искусство эпохи революции одно из ...
Культуроведческий анализ поэмы «Тазит» А.С. Пушкина
В методике преподавания литературы, а также в литературоведении, жизнь художественного произведения рассматривается через призму его актуальности, его движения из прошлого через настоящее в будущее. Поэтому важным моментом будет рассмотре ...