Исследование звукового состава стихотворений Лермонтова с точки зрения
фоносемантикиСтраница 1
Мы попытались описать фонетическое значение нескольких стихотворений Лермонтова, опираясь на звукоцветовые исследования А.П. Журавлева, пользуясь, как образцом, его исследованиями произведений других авторов.
Результаты нашей работы над стихотворениями Лермонтова "Нищий", "Она поет и звуки тают", "Царская дочь", "Тучки небесные, вечные странники" (Приложение 1) мы и предлагаем в практической части работы.
Выбор стихотворений обусловлен необходимостью представить разные темы и мотивы лирики Лермонтова, разные по времени создания, а значит и по настроению, произведения, важно было и разнообразие ритмических рисунков в стихотворениях.
Результаты звукоцветового исследования фонетического значения этих стихотворений (опираясь на повторяемость гласных звуков) представлены в таблицах (Приложение 2).
Но мы решили не ограничиваться только подтверждением предложенной нам теории, а идти дальше. Нам показалось интересным узнать соответствует ли эмоциональное восприятие этих стихотворений, выраженное в цвете (с помощью красок), результатам нашего исследования. Нами были выбраны группы участников опроса: учащиеся 6-х классов (11 -12 лет) и взрослые (20 - 50 лет). Принципом отбора стала степень знакомства с творчеством Лермонтова (учащиеся 6 классов практически не знакомы с творчеством поэта, а взрослые, в большей части, имеют свое особое отношение к поэзии Лермонтова в целом, не помня, в частности) и жизненный опыт. Результаты опросов представлены в таблицах (Приложение 3.1 - учащиеся 6 классов; Приложение 3.2 - взрослые).
Необходимо отметить, что в результате исследования мы выявили, что каждый из опрашиваемых обязательно "попадает" хотя бы в один из получившихся цветов, "попадание" сразу в несколько явление довольно редкое, если это и случается, то только тогда, когда эти несколько цветов из нижней части списка (работы, наиболее точно соответствующие подсчитанным, представлены в Приложении 4.1)
Три стихотворения из отобранных для анализа ("Она поет и звуки тают", "Царская дочь", "Тучки небесные, вечные странники" ) содержат в себе либо прямое указание на цвет, либо намек на цветовую характеристику явления или предмета, а стихотворение "Нищий", при всей его эмоциональной яркости ни прямого, ни косвенного указания на цвет не имеет. Нам важно было посмотреть, будут ли эти указания на цвет "отвлекать" участников опроса.
Оказалось, что в стихотворении "Она поет .", где есть намек на синий цвет ("и небеса играют"), именно он и стал наиболее популярным у взрослых, которые свои эмоции совмещают с внимательным отношением к содержанию. Дети же скорее всего реагируют на достаточно спокойный (по сравнению с предыдущим стихотворением "Нищий" особенно) тон этого стихотворения.
То же происходит и со стихотворением "Царская дочь". Для большинства детей это нечто похожее на сказку, поэтому они, идя за сюжетом, ставят на первый план зеленый и синий цвета, тем более, именно эти цвета упоминаются в самом стихотворении ("чудо морское с зеленым хвостом", "Море", "синие очи"). Взрослые же здесь идут по более сложному пути, они воспринимают не поверхностный смысл, основанный на сюжете, а видят за этим трагедию, которая и воспринимается большинством в черном цвете.
В стихотворении "Тучи" результат у взрослых и детей практически одинаков: все они реагируют на заявленный в стихотворении синий цвет неба, но рядом с ним у детей стоит достаточно оптимистичный зеленый, черный же , олицетворяющий тучи, на последнем месте; у взрослых же черный - знак трагичности состояния лирического героя, обреченности на скитание, на втором по значимости месте, а зеленый на последнем.
Похожие публикации:
Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.
Чарльз Диккенс был в Англии самым популярным писателем своего времени. Его романы, появлявшиеся сначала в периодической печати, а затем выходившие отдельными изданиями, распространялись с поразительной быстротой. Особой любовью пользовали ...
Известные высказывания
· Делать вид, что ты что-то знаешь, труднее, чем это узнать.
· Сплетня – это девятиглавая лернейская гидра, у которой взамен отрубленной вырастает две головы.
· Мой муж археолог, а археологи – это детективы прошлого.
· Жертвы интересую ...
Творчество поэтов-декабристов
Николай I, признавая талант и влияние Пушкина на читателей, замыслил обезоружить его. Он решил превратить Михайловского изгнанника в придворного поэта. Пушкин срочно вызывается в Москву, где происходила коронация. 8 сентября 1826 года поэ ...