Глава 5Страница 2
«Княжна Мэри». Это центральная часть записок Печорина наиболее широко представляет современное Лермонтову «общество», быт и нравы посетителей Кавказских минеральных вод. Многие персонажи повести имели своих прототипов.
В «Княжне Мэри», единственной из «цепи повестей» в романе, в которой мы наблюдаем, казалось бы, Печорина в родной среде, обнажается «красивая пустота» искусственной жизни современного цивилизованного общества с его романтическими историями и таинственными дуэлями, ведущими людей к гибели нередко из-за ничтожного пустяка.
В этой повести мы встречаем приятеля Печорина – доктора Вернера. Вернер – двойник Печорина. Поставив его на ровне с «сыном века», Лермонтов раскрывает сложность духовной жизни своего героя, приподнимая завесу над его интеллектуальными интересами, с одной стороны, и показывая, с другой, как скептически начинает смотреть «современный человек» на науку, которая не помогла ему постигнуть цель бытия и найти свое, соответствующее его возможностям место в жизни.
В «Княгине Мэри» Печорин проверяет идею жизненной практикой. Эта идея возможности вернуться в среду, связанную с тем петербургским светским обществом, которое породило его, и обрести здесь душевный покой и счастье. Все лучшее, что сохранилось в этой среде, тянется к Печорину; дружеские контакты связывают с ним доктора Вернера, любовь юной Мэри чиста и прозрачна. Но Печорин отдает себе отчет о том, что подобное счастье не для него.
В повести «Княжна Мэри» показывается, какие повороты и наслоения возникают в поведении и психологии мятущейся одаренной личности, обреченной на жизнь одностороннюю. По воле Печорина разбито сердце Мэри, оскорблено самолюбие девушки, виновной лишь в том, что когда-то она в его присутствии отличила другого. Печорин отдает себе отчет о том, что первоначально его в «нравственного калеку». Печорин определяет свою роль в жизни, то «как жалкую роль палача или предателя», то как роль «топора в руках судьбы». Тема судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мэри».
В новелле «Фаталист» она становиться центральной.
«Фаталист». По утверждению биографа Лермонтова П.А. Висковатого, «Фаталист» списан с происшествия, бывшего в станице Червленной с дядей Лермонтова. Есть предположение, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были Лермонтов и его приятель А.А. Столыпин.
Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения. Вместе с тем, фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.
«Фаталист» – закономерный эпилог лермонтовского романа. Разуверившийся, разочаровавшийся во всем лермонтовский герой предстал перед читателем размышляющий над проблемами судьбы и смерти. Испытывая судьбу, понимаемую как власть случая, Печорин бросается в окно взять пьяного казака. Печорин сомневается в том, что смерть его – дело случая. Но в том, что жизнь его не сложилась по воле каких-то могучих обстоятельств, неподвластных человеческой воле, у него нет сомнений.
Печорин формирует новое понимание судьбы как власти исторических обстоятельств, предопределяющих жизненный путь и психологию человека его времени. Тем самым оправдывается вынесение «Фаталиста» в конец романа как новеллы, в которой жизненная трагедия героя осознается им самим в свете новых представлений, навеянных последекабрьской эпохой.
Лермонтов, несомненно, был полон внимания к необыкновенной, незаурядной личности дворянского интеллигента. Его герой необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, то же необыкновенны и странны.
Автор показывает нам «зависимость героя от вне его лежащих обстоятельств», выступающих в романе как рок, судьба, предчувствие, предсказание. Вместе с тем отношение Печорина к жизни как к игре, переживаемое им чувство обреченности, противоречивый ход раздумий героя всюду представлены в качестве философско-психологического общения жизненного опыта. У Лермонтова совершается как бы обратный ход по сравнению с последующим реалистическим романом – не действительность обусловливает противоречивость Печорина, а противоречия героя на существо жизни.
«Герой нашего времени» – значительное явление в развитии классической литературы. Это первый русский психологический роман в прозе, в котором показаны изнутри жизнь сердца и напряженная работа ума человека 30-х годов.
Похожие публикации:
Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина.
Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, х ...
Заключение.
Итак, фельетон по-прежнему – самое мощное оружие прессы. Ни один другой публицистический жанр не может сравниться с ним в эффективности. И тем непонятнее то, что в наше время журналисты почти не используют его. В самом деле, если сравнить ...
«Душечка»
В рассказе «Душечка» А.П. Чехов дал нам образ Оленьки Племянниковой или Душечки, как ее звали окружающие:
«Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной ком ...