Авангард в творчестве ОлешиСтраница 4
. Но также следует отметить, что автором всех этих описаний является Николай Кавалеров. Андрей Бабичев тоже машина, также использовано большое количество глаголов для его описания, но, когда Бабичев решает приютить у себя на время Кавалерова, мы слышим голос Олеши: Машина остановилась[46]
.
Офелия – это машина, созданная советским чародеем Иваном Бабичевым. Изобретатель с детства, он мечтал о совершенной машине, которая может все, и создал ее у себя в воображении. Мы не видим как такового описания этого чуда техники. И то, присевшее на балку, блеснув при повороте, повернулось, застучало, топчась, как стучит птица, и стало исчезать в темном провале между скрещений[47]
. А также: Страшная железная вещь медленно двигалась по траве по направлению к нему. Из того, что можно было назвать головой вещи, тихонько выдвигалась сверкающая игла[48]
.
Но вспомним, первое “описание” Офелии мы слышим из уст уже нетрезвого Ивана, повествующего «Сказку о встрече двух братьев». А второе – является Кавалерову во сне во время болезни.
Иван хотел опозорить идола нового века – машину. Опозорить, наделив ее пошлейшими человеческими чувствами! Но он ошибся. В новом веке есть место чувствам.
Одно из достояний авангарда – «урбанизм (франц. urbanisme, от лат. urbanus – городской, urbs – город), направление в градостроительстве 20 в., представители которого утверждали идею о главенствующей и безусловно позитивной роли городов в современной цивилизации»[49]. В искусстве под этим термином следует понимать изображение жизни крупных городов в произведениях. Эта тематика получила свое развитие в XX веке и до сих пор не утратила актуальности. Изображение города не как причина возникновения того или иного состояния героя (как у Достоевского), а как самоцель.
Изображение жизни города как развивающейся формы общества.
В творчестве Олеши мы видим отражение города в зеркале, город как пространство…
Красоты Олеши предстают перед нами в изображении города:
Переулок суставчат. Я тягостным ревматизмом двигаюсь из сустава в сустав.(26)
Юноша, озирающий город. Никому не известный юноша уже пришел, уже близок, уже видит город, который спит, ничего не подозревает. Утренний туман только рассеивается. Город клубится в долине зеленым мерцающим облаком. Том Вирлирли, улыбаясь и прижимая руку к сердцу, смотрит на город, ища знакомых по детским картинкам очертаний.(42)
Огромное облако с очертаниями Южной Америки стояло над городом. Оно блистало, но тень от него была грозной.(46)
Дождь ходит по Цветному бульвару, шастает по цирку, сворачивает на бульвары направо и, достигнув вершины Петровского, внезапно слепнет и теряет уверенность.(47)
[1] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», “Избранное”, М., 1974г., стр. 346
[2] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 359
[3] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 408
[4] М.Чудакова «Мастерство Юрия Олеши»
[5] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 436
[6] Большая Советская Энциклопедия
[7] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 436
[8] Набросок автобиографии, 1929 ЦГАЛИ
[9] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 545
[10] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 451
[11] Архив писателя
[12] М.Чудакова «Мастерство Юрия Олеши»
[13] Архив писателя
[14] М.Чудакова «Мастерство Юрия Олеши»
[15] Маяковский
[16] Гимн СССР???
[17] М.Чудакова «Мастерство Юрия Олеши»
[18] В.К.Шеншин «Традиции Достоевского и советский роман 1920-х»
[19] М.Чудакова «Мастерство Юрия Олеши»
[20] Ю.Олеша «Ни дня без строчки», стр. 484
Похожие публикации:
Глава 5
«Герой нашего времени» – центральное произведение, созданное в годы творческой зрелости Лермонтова.
Роман вобрал в себя весь человеческий и литературный опыт автора. Он состоит из ряда отдельных новелл, открывающегося «Беллой» и заключен ...
Популярность поэзии Марины Цветаевой в наши дни
Изучение творчества М. Цветаевой только начинается. Значительная часть ее архива, находящегося в ЦГАЛИ, закрыто по распоряжению ее дочери. К тому же нет доступа и к беловым тетрадям художественных произведений и, таким образом, весь цвета ...
Натурфилософские представления Тютчева о мире
Уже современники Тютчева называли его поэтом мысли. Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель.
И тем не менее его стихи, конечно, не иллюстрация философских иде ...