Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII века
В литературе XVII века сложилось три художественных направления: ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения; классицизм и барокко. Каждое из этих направлений имело свою эстетическую программу, резко очерченную и выражающую в довольно отчётливой форме художественное своеобразие, присущее всему направлению.
Классицизм первоначально выступил как теория и практика подражания античному искусству. Этому направлению свойственна монументальность, правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, скудность сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные монологи и диалоги, патетика речи. Классицизм всегда полон гражданского пафоса, прославляет героизм средствами искусства. Теоретики классицизма выдвинули «правило» трёх единств – времени, места и действия.
Барокко возникло в годы позднего Ренессанса как синоним чего-то мрачного. Сущность его заключается в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового христианства с его мрачной, аскетической идеей. Одной из ведущих стала тема ничтожества человека перед мрачной и беспощадной силой – Богом, с чем связано отчаяние и пессимизм.
Ренессансный реализм продолжал демократические традиции гуманистов Возрождения.
Вопросы:
1. Каковы основные идеи и стилевые черты барокко?
2. Как отразились барочные настроения в творчестве испанского драматурга Педро Кальдерона?
3. В чём суть классицизма как литературного направления? Охарактеризуйте этапы французского классицизма.
4. В чём своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Пьера Корнеля?
5. Как соотносятся классические, ренессансные и реалистические тенденции в творчестве Мольера?
6. Каковы особенности немецкой поэзии в контексте основных тенденций культуры Германии XVII века?
Задание 1.
Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем:
1. Роль исторического материала в драме Кальдерона «Стойкий принц»
2. Особенности психологического конфликта в произведении Корнеля «Сид» (Родриго, Химена, инфанта).
3. Основные темы и мотивы лирики Джона Донна.
4. Творчество Лопе де Вега. Жизнеутверждающее начало его комедий.
Задание 2.
Прочитайте и проанализируйте стихотворения немецких поэтов П.Флеминга и А.Грифиуса (см. приложение). В каких стихотворениях нашли отражение события Тридцатилетней войны? В каких стихах наиболее ярко отразились барочные тенденции?
Задание 3.
Сопоставьте героев, особенности развития психологического конфликта в трагедиях «Стойкий принц» П.Кальдерона и «Сид» П.Корнеля.
Задание 4.
Прочитайте комедию Мольера «Тартюф» и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие реальные факты французской жизни побудили Мольера к созданию комедии?
2 Экспозиция. Как отзывается о Тартюфе г-жа Пернель и что о нем говорят домочадцы Оргона? Как ведут спор Клеант и Оргон? Кто из персонажей верно разгадал лицемерную суть Тартюфа? Какая сцена в I-м действии наиболее комична?
3. Как усложняется ситуация во II действии? Чем вызвано противостояние Марианы Оргону? Как показаны взаимоотношения Марианы и Валера? В чем состоит комизм их поведения? I
4. Развитие действия. Как проявляется лицемерная суть Тартюфа во взаимоотношениях с Дориной (III, 2), Эльмирой (III, 3), Оргоном (III, 6), Клеантом (IV, 1)? Проследите нарастание ослеплённости Оргона; каковы последствия его ослепления?
5. Кульминация. Срывание маски с лицемера (IV, 4,5) в сцене свидания Эльмиры, Тартюфа и невидимого Оргона. Искусство построения диалога. Как в речах Тартюфа обнажается его изворотливость, как он манипулирует понятиями о стыде, совести, греховности и благочестии? Явный и скрытый смысл речей Эльмиры, адресованных Тартюфу и одновременно Оргону.
6. Разрешение конфликта. Прозрение Оргона (IV, 6, 7, 8). В каком направлении действует разоблаченный Тартюф? Заметны ли в нем признаки раскаяния? Каким мог стать финал комедии без вмешательства короля? Чем руководствовался Мольер при выборе такой формы финала? Отметьте еще один благополучный финал в комедии.
7. Как соотносится пьеса с требованиями классицизма? Каким нормам и правилам она соответствует, в чем автор выходит за жесткие рамки? Отметьте в тексте подробности домашнего уклада жизни, детали одежды. Почему так растянута сцена между Валером и Марианой (II, 4), чем это оправдано? Выделите фрагменты, где диалог движет действие. [25: 40]
Похожие публикации:
Лессинг
В 50-х гг. XVIII столетия на общественной арене Германии появляется Готхольд Эфраим Лессинг – глубокий мыслитель, литературный критик, поэт, драматург и прежде всего общественный деятель, оказавший огромное влияние на умственную жизнь не ...
Михайловское (1824
- 1826)
В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать пут ...
Реалистический роман 19 в.
Подобно тому, как на протяжении развития общества один культурно-исторический период сменяет другой, так и в литературе эпоха поэзии сменяет эпоху драматургии, упадок поэзии влечет за собой расцвет прозы. Период 1830-1890 гг. английские л ...