Реализм в зарубежной литературе XIX векаСтраница 1
Реалистические тенденции, то есть изображение действительности в объективных (жизнеподобных) образах существовали задолго до возникновения самого метода, но проявления этого метода были несистемными. Это были вкрапления на фоне иных, более существенных для своего времени феноменов литературного процесса. Как метод реализм связан с эпохой мощного взлёта позитивного знания, знаком которого становится осознание важности причинно-следственных связей и в природе, и в обществе. Именно представление о взаимосвязи человека и его социального окружения стало одним из важнейших мировоззренческих представлений, которые легли в основание реалистического метода. Реализм раскрывает многообразие отношений человека с обществом – от семьи до государства. Реализм – метод ненормативный, то есть не существует строгих канонов в выборе тем, героев, жанров. Писатель-реалист ориентируется на мотивированность характеров, поступков, убеждений своих персонажей теми условиями, в которых формируются и живут его герои. Следствиями такого видения человека в реализме становятся, во-первых, особого рода художественное обобщение – типизация, во-вторых, возможность изображения героев в развитии, в-третьих, подвижность авторской, а значит, и читательской оценки.
В реализме каждый автор демонстрирует особенности индивидуального стиля, поэтому и поэтика (весь художественный строй), и собственно языковые средства реалистических произведений чрезвычайно многообразны, а художественный строй каждого крупного автора специфичен и неповторим.
Вопросы:
1. Каковы особенности развития реализма во Франции?
2. Как отразились социально-политические конфликты на творчестве английских писателей и развитии реализма?
3. Как политическая ситуация в стране и распространение марксистских идей отразились на развитии литературы в Германии?
4. Каково продолжение реалистических традиций а Америке?
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем:
1. О. де Бальзак и его «Человеческая комедия».
2. Социально-нравственные проблемы в романах Ч.Диккенса.
3. Творчество Ф. Стендаля и место романа «Красное и чёрное» в нём.
4. Нравственный аспект противоборства цивилизации и варварства в романе Г.Флобера «Саламбо».
Задание 2.
Прочитайте стихотворения Ж.П. Беранже, Ш. Бодлера, Г. Гейне (см. приложение). Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из них.
Задание 3.
Прочитайте сатирическую поэму Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка» и проанализируйте её по следующему плану:
1. Использование формы путевого дневника, её художественная функция.
2. Исторические, легендарные, мифологические мотивы в поэме как средство расширения сюжетной канвы и как способ выражения непрерывности общественного процесса.
3. Приёмы и средства сатирического обличения монархии, пруссачества, национализма и других пороков Германии.
4. Образ повествователя; общественно-политическое содержание субъективных переживаний лирического героя.
Задание 4.
Прочитайте повесть Бальзака «Гобсек». Охарактеризуйте основные способы создания характера у Бальзака. Обратите внимание на следующие моменты:
Похожие публикации:
Типология детских
образов в творчестве В.В. Набокова. Типология детских образов в творчестве писателя
Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры. Большой вклад в понимание этого мира внесла литература. Литературный процесс является сложным многоплановым «действом», которое пестрит разнообразием героев. Среди них герои-дети играю ...
Миннезанг
Термин «Minesang» был введен немецкими филологами в XVIII в. и происходит от средневерхненемецкого minne – любовь и sang – песня. Немецкая лирика испытала воздействие провансальской куртуазной поэзии. На юге Франции в Провансе в XII в. во ...
Роль В.Ф. Одоевского в русском романтизме ХІХ века
Истоки романтизма берут начало в Германии конца 18 столетия. Эпоха Просвещения особо бурно затронула германоязычные страны. В этом есть определенная закономерность – система образования в маленьких немецких государствах была по тому време ...