Тема материнства в творчестве М.И. ЦветаевойСтраница 1
Они такие разные: с ямочками на пухленьких щечках и непослушными вихрами на макушке, с ссадинами на коленках и неуклюжими очками на носу, лопуховидными ушами и широкой беззубой улыбкой.
Им, детям, посвящены собрания в школе, бессонные ночи, целые жизни. Марина Ивановна Цветаева посвятила своей дочери Ариадне еще и стихи.
Когда я впервые начала знакомство с лирическими произведениями Марины Цветаевой, в которых так или иначе была затронута тема матери и ребенка, мне открылся совершенно новый мир материнской любви. Даже трудно было вообразить те необычайные отношения, невиданно крепкие и чуткие узы, которыми были связаны мать и дочь – Марина и Аля. С каждым прочитанным произведением приходила мысль о том, что эта тема – та самая грань в поэзии Цветаевой, где ближе всего соприкасаются её жизнь и творчество.
В настоящее время существует довольно обширная литература, посвященная творчеству Цветаевой, – исследования М.Белкиной, А. Павловского, А. Саакянц и других. Однако в прочитанных статьях мы не увидели подробного исследования лирики Цветаевой именно в том аспекте, который рассматривается нами. Практически ни в одной из основных работ о Цветаевой исследователь не уделяет внимания теме матери и ребенка. Тем не менее именно эта тема представляется нам ключевой во всем творчестве поэтессы. Поэтому наше исследование актуально.
Цель работы: исследовать образы матери и дочери на примерах стихотворений "Четвертый год…" и "Ты будешь невинной, тонкой…"
Задачи:
1. Доказать, что тема материнства одна из ключевых в творчестве Цветаевой.
2. Доказать, что лирическая героиня стихотворений, посвященных Ариадне Эфрон, идентична самой поэтессе.
3. Доказать, что в художественном мире М.И.Цветаевой Ариадна представлена как яркая личность и в то же время как продолжение матери.
4. Доказать, что эмоциональные впечатления, полученные Цветаевой в детстве, отразились на отношении к воспитанию дочери.
Методы: сопоставительный анализ стихотворений "Четвертый год…" "Ты будешь невинной, тонкой…", в которых, как нам кажется, образы матери и дочери представлены наиболее ярко.
Нам показалось довольно странным, что замечательные ученые, признанные "цветаеведы" обошли пристальным вниманием тему материнства.
Во-первых, эта тема, как никакая другая, тесно переплетена с биографией Цветаевой, а значит, лирическая героиня в этих стихах наиболее близка самой поэтессе.
Во-вторых, тема дома, детства, матери изначально доминировала в лирике Цветаевой (стихи о маме, родном доме, о себе-ребенке – первое, что она написала). Рождение дочери Али дало новый "толчок" этой теме. Лирическая героиня, повзрослевшая, ставшая матерью, сохраняет то же детски-восторженное восприятие мира: дитя в её представлении – "чудо", "Божий дар". Чувство тревоги и ответственности за детскую жизнь с 1912 года (год рождения Али) навсегда входит в лирику Цветаевой. Чуть позже появляется новый мотив: дочери-сестры, дочери-подруги, единого целого с матерью.
В-третьих, рождение каждого из детей становилось для Цветаевой не только важным событием в жизни, но и новой вехой в творчестве: новый ребенок – новый мотив в лирике.
В-четвертых, тема детства была продолжена Цветаевой в прозе тридцатых годов.
Таким образом, эта тема прошла через всё её творчество. Изучить данный аспект лирики Цветаевой – значит во многом понять её как человека и как поэта.
В стихотворении "Ты будешь невинной, тонкой…"( 1914) М.Цветаева предстаёт пророчицей. Произведение становится не просто предсказанием, а колыбельной, которую "молодая мать" поёт дочери. Прошлое перетекает в будущее, образуя знак бесконечности, а связкой между двумя временными пластами становится момент "сейчас" и она, сивилла.
Главная героиня предсказания – Аля. Девочка движется от ступеньки к ступеньке: в античность – "стремительной амазонкой", в средние века – "пленительной госпожой", в новое время – "царицей бала".
Похожие публикации:
Библия и литература XX века.
Многие писатели 20-ого века затрагивали библейские мотивы в своих произведениях. Здесь можно упомянуть и Гауптмана, и Мориака и известное произведение Томаса Манна «Иосиф и его братья». В целом автор романа придерживается библейского сюже ...
Нарицательное имя в русской и зарубежной литературе
Если вы не читали, например, трагедии В. Шекспира «Отелло» или романа Сервантеса «Дон Кихот», то слова Отелло, дон Кихот воспримете так же, как и слово Елеазар, о котором ничего не знаете. Для того чтобы узнать значение слова, необходимо ...
Первые шаги Хогарта в искусстве и формирование в его творчестве
самостоятельной оценки по отношению к действительности
К 1730-м годам в Англии появляется самобытный и удивительный художник – Уильям Хогарт.
У. Хогарт (1697-1764) родился в семье перебравшегося в Лондон сельского учителя. Его отец сначала держал школу в своем селении, затем в Лондоне, а в д ...