Судьба и предназначение человека в романе Пауло
Коэльо "Алхимик"Страница 4
Как ты любишь все упрощать! - раздраженно ответил англичанин. - Алхимия - наука серьезная. Она требует, чтобы каждый шаг совершался в полном соответствии с тем, как учат мудрецы.
Юноша узнал, что жидкий элемент Великого Творения называется Эликсир Бессмертия - он, помимо того что продлевает век алхимика, исцеляет все болезни. А твердый элемент - это Философский Камень.
Отыскать его нелегко, - сказал англичанин. - Алхимики годами сидят в своих лабораториях, следя, как очищается металл. Они так часто и так подолгу глядят в огонь, что мало-помалу освобождаются от всякой мирской суетности и в один прекрасный день замечают, что, очищая металл, очистились и сами.
Тут Сантьяго вспомнил Торговца Хрусталем, который говорил, что когда моешь стаканы, то и сам освобождаешь душу от всякой пакости. Юноша все больше убеждался в том, что алхимии можно научиться и в повседневной жизни.
А кроме того, - продолжал англичанин, - Философский Камень обладает поразительным свойством: крохотной части его достаточно, чтобы превратить любое количество любого металла в золото" [11; c.39]
Автор "Изумрудной скрижали" Гермес Трисмегист носил имя, данное античными греками Тоту - древнеегипетскому богу мудрости и письма, отождествленному ими с собственным богом Гермесом.
Первоначально подобное имя носил некий маг и ученый эпохи додинастического Египта, возможно жрец культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного культа Гермеса-Тота был город Гермополь. Позже к Гермесу Трисмегисту как ученому, обратились ученые гностики.
Гермес Трисмегист считается предтечей герметизма, учения тамплиеров, масонства, алхимии.
Алхимия - "моделирование космического процесса, создание химической "модели" мироздания. Алхимические элементы, металлы и минералы выступают как знаки Универсума. Духовный аспект алхимии - достижение человеком совершенства, просветления, восхождение души от материальности земли к одухотворенности неба" [19; 577].
Следовательно, стремясь постичь тайны алхимии, англичанин стремился к своему духовному совершенствованию, тем самым самостоятельно определяя свою судьбу.
Как уже было сказано выше, атрибутами алхимии являются "Изумрудная скрижаль" и "Философский камень".
"Философский камень - символ эликсира жизни, совершенной субстанции, которая способна завершить Великое Делание, превращение неблагородного металла в золото. Метафорически философский камень - высшая цель, предмет духовных исканий, непостижимый идеал" [19; 545].
Таким образом, мы видим ориентир поисков Сантьяго и англичанина - самосовершенствование, постижение новых знаний, открытие новых возможностей и, самое важное, создание своей судьбы.
Англичанин пытается добыть золото, этот благородный металл на протяжении многих столетий был идеалом, эталоном. Само же золото символизирует эзотерическое знание, высшую ступень духовного развития. Как желтый металл, ассоциируется с солнцем и солнечным светом, огнем и мужским началом.
В алхимии золото - символ внутренней трансформации, знак нетленности души, эмблема высшего, достойного славы, символ "четвертого состояния" после первых трех - черного (грех и раскаяние), белого (прощение и невинность) и красного (очищение и страсть).
Похожие публикации:
Толстой Лев
Николаевич (Биография)
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.
ТОЛ ...
Лирические произведения. Предмет и содержание лирики
Главное в лирике — эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображе ...
Романтизм в зарубежной литературе XIX века
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порыва ...