Просветительство в Англии первой половины XVIII векаСтраница 2
Виднейшими представителями наиболее радикального крыла английского представительства были Джонатан Свифт и Генри Филдинг в литературе и Уильям Хогарт в изобразительном искусстве. Резкость, с которой они судили свое время, была вызвана горьким разочарованием в устоях и порядках нового строя Англии. Они ясно видели язвы современности: антинародность политики правительства, разложение, царящие в армии, продажность правящих кругов, безысходную нищету и бесправие простого люда. Эти черты жизни Англии и стали центральными темами творчества передовых писателей английского просвещения и его крупнейшего художника У.Хогарта.
Уродство нравов и политические противоречия Англии после 1689 года отразила горькая сатира Джонатана Свифта – его памфлеты и бессмертная книга «Путешествие Гулливера». Даниель Дефо и Уильям Хогарт правдиво изображали современный быт, невольно выявляли не только отвратительные пережитки феодального прошлого, но и темные стороны буржуазного уклада жизни. Генри Филдинг, крупнейший мастер реалистического романа, талантливо и убежденно связывал задачи просвещения, воспитания общества с защитой прав и достоинства простолюдина.
Для английского Просвещения характерна особая «злободневность» художественного произведения. Ее создают почти обязательные отклики на события дня, вплетенные в основной сюжет, рассказы о тех мелких и крупных происшествиях, которые волнуют горожанина – читателя газет. Эта «злободневность» встречается столь не часто в романах Филдинга, как и в произведениях Хогарта, двух единомышленников и друзей, деятелей разных сфер английской культуры, но борцов одного фронта.
Не менее своеобразен и выбор героя. Французские просветители, верившие в идеальные задатки человеческой природы, создавали возвышение, но отвлеченные образы. В противоположность им деятели английского Просвещения изображали обычного человека с его достоинствами и недостатками. Они рассказывали о людях из слоев общества – от нищенки до великосветской дамы, от бродяги до состоятельного купца. При этом герои литературы становятся подчас героями произведений изобразительного искусства и наоборот. Характерно, что Хогарт начал серии «злободневных» картин с истории падшей женщины, профессия которой та же, что и у героя романа Дефо – проститутки Молл Фландерс. В свою очередь, некоторые персонажи Хогарта стали героями литературных произведений – на темы его морализующих бытописательных серий было создано несколько театральных пьес. Это лишний раз свидетельствует о наличии тесных связей между литературой и искусством Просвещения, связей, которые захватывают и область взглядов на роль художественного творчества.
Просветители подчеркивали общественное значение литературы и искусства, единство их задач. В течение всей творческой жизни Хогарт отстаивает оценку искусства как «полезной» деятельности, выражая одну из самых основных черт нового мировоззрения. В полном соответствии со взглядами Хогарта звучат слова Филдинга, который в одной из своих статей 1740 года провозглашает Хогарта «одним из самых полезных сатириков всех времен».
Художник считал, что основную задачу «полезного» искусства составляет суд над жизнью, а методом служит сатира. Подобно тому, как передовые писатели Просвещения создали новый тип художественного произведения – бытовой реалистический роман, Хогарт создал новый для своего времени жанр – серии сатирических бытовых картин. Эти серии читались как романы и благодаря ясности их художественного языка были доступны гораздо более широким кругам людей, чем любая книга.
Похожие публикации:
Современные метарассказы как объект исследования в романе «Generation ‘П’». Неомифологизм
и принадлежность романа «Generation ‘П’» к массовой культуре
«Generation ‘П’» – роман, в котором повествователя в первую очередь интересуют современные ему манипуляции с сознанием, манипуляции до навязывания определенных мифологем. Этот имманентный интерес, присущий так или иначе всем текстам В. Пе ...
Исследование звукового состава стихотворений Лермонтова с точки зрения
фоносемантики
Мы попытались описать фонетическое значение нескольких стихотворений Лермонтова, опираясь на звукоцветовые исследования А.П. Журавлева, пользуясь, как образцом, его исследованиями произведений других авторов.
Результаты нашей работы над ...
Биография
Родился Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ...