Дидактические циклы в творчестве У.Хогарта («Прилежание и леность», «Улица
Джина» и «Четыре степени жестокости»)Страница 3
Мастерски найдена композиция многофигурного листа с изображением широкого пространства и членением его на отдельные планы. При этом Хогарт сохраняет единство действия, монолитность замысла. На переднем плане гирляндой расположены друг возле друга группы людей, позы и жесты которых раскрывают их характеры. Средний план забит любопытными зрителями, среди которых появляются карета со священником и телега с преступником. Только первый план на этом листе прорисован короткими, жирными, выразительными штрихами. Толпа, Том, пастор даны более беглыми и легкими линиями. Это как бы подчеркивает реальность людей, находящихся впереди и занятых обычными делами и отдаленность от них всего эпизода предстоящей казни.
Лист «Путь ленивого ученика к виселице» конкретен [Прил. рис. 29]. Типы, костюмы, отдельные эпизоды почерпнуты Хогартом из жизни современной ему Англии. Некоторые лица портретны. Художник использует оригинальный прием размещения восторженных сцен на первом плане, а сюжетно первоочередных – на втором. Это позволяет выделить характерные эпизоды и детали, не только не отвлекая от основной мысли, но и подчеркивая ее.
Этот прием использован художником и на двенадцатом листе – «Банкет по случаю избрания прилежного ученика лорд-мэром Лондона». Сам лорд почти не виден. Он и его окружение показаны в виде мелких фигур в глубине залы. На переднем плане художник изобразил толпу обжор, поглощающих горы лакомых блюд. По мнению Кроля А.Е.[14] смысл этой сатирической сцены – чествование добродетели тонет здесь за выразительным осуждением животного обжорства, грубого чревоугодия.
В ряде листов Хогарт намеренно осуждает многие пороки своего времени. Картина семейного счастья прилежного ученика, женившегося на хозяйской дочери ( лист № 6), с толпящимися под окнами музыкантами и зеваками, пришедшими на утро после свадьбы приветствовать баловня судьбы, остроумно высмеивает мещанское благополучие добродетельного ученика. А одиннадцатый лист, рисующий возбужденную толпу, собравшуюся на казнь, как на развлечение, кажется горькой насмешкой над законом, превращающим казни в зрелища.
Двенадцать листов «Прилежание и леность» - действительно «морализующий» по замыслу цикл Хогарта. Здесь ясно показано, что художник считал «дурным» и что «хорошим». Уильям Хогарт демонстрировал два пути – путь для достижения почестей и богатства и путь, ведущий к гибели. Характер произведения подчеркивают и цитаты из Священного писания.
Серия гравюр о ленивом и прилежном учениках имела шумный успех. На ее основе была создана пантомима и поставлена пьеса, а также был издан ряд литературных комментариев к серии.
Около 1750-1751 годов Хогарт создает еще несколько графических произведений поучительного характера: сюиту «Четыре степени жестокости» и два парных офорта «Улица Джина» и «Улица Пива» [Прил. рис. 30, 31]. В них он следует той же программе, какую проводил и в своей большой дидактической серии «Прилежание и леность» [Прил. рис. 32].
В гравюрах «Улица Джина» и «Улица Пива» художник обращается к народу. Хогарт пишет: «Поскольку темы этих гравюр рассчитаны на то, чтобы воздействовать на некоторые распространенные пороки, присущие низшим классам, то в надежнее на самое широкое распространение гравюр автор исполнил их в наиболее дешевой технике».[15]
На этот раз Хогарт выступил как общественный деятель, борющийся с пьянством, которое было настоящим бичом Англии его времени. Это социальное зло усиливалось вместе с ростом нищеты и болезней в среде «низших» классов. Разумеется, не в одном пьянстве коренилась причина нищеты и смертности неимущего населения Лондона, но Хогарт, как и другие передовые умы того времени, не сознавал в чем источник зла. Поэтому художник вместе с другими английскими просветителями направлял всю силу своей критики не на основы социального строя, а лишь на одно из сопутствующих им явлений.
Похожие публикации:
Александр Николаевич Веселовский (1838 – 1906). Краткая биография ученого
Александр Николаевич Веселовский окончил Московский университет в 1858 г. Затем он провел несколько лет за границей, собирая материалы по истории итальянского Возрождения для магистерской диссертации. В 1870 г., после защиты диссертации & ...
Тема богоборчества в лирике С. Есенина
Кто считает Есенина поэтом традиционным, и только традиционным, тот невнимательно относится к его лирике. Есенин весь был в поисках нового космического зрения. Он искал и находил его. Правильнее сказать - он видел.
Время Есенина - время ...
Нет бога, кроме красоты, и поэт - ее пророк
Каждому из нас известно, что красота пробуждает в человеке доброту и искренность, светлые и прекрасные чувства. Она облагораживает и наполняет жизнь человека чудодейственным смыслом, ведь он всегда стремился к прекрасному, к пониманию кр ...