Гуманистический идеал Высоцкого в гражданской поэзииСтраница 2
Реализуется данный образ в противопоставлении высокой нравственности человека с властью с его предательством, низостью, стяжательством и иными подлостями человеческой натуры:
А если б наша власть была
Для нас для всех понятная,
Она бы счастие нашла
А ныне жизнь проклятая
Поэтому, выделяя гуманистические ценности у Высоцкого, на первый план выходит понятие «душа» как цельный признак героя-носителя гуманистического идеала:
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, –
Если до крови лоскут истончал, –
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!
В стихотворении «Я не люблю» слово «душа» рассматривается как нечто сокровенное, присущее тому человеку, который сохранил ее в себе:
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют
И, наконец, крик о помощи, о спасении души:
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья!
«Душа» героя-носителя гуманистического идеала – страдающая, заблудшая, потерянная, но всегда ищущая.
Главным критерием, которым руководствовался поэт в своем творчестве, была правда, та откровенная правда, которую выдержать мог не каждый. Он мог сказать о себе: «Ни единой буквы не лгу». И в этом сила его стихотворений, возможность реализации гуманистических идей Высоцкого.
Выделяя основные черты героя-носителя гуманистического идеала нужно отметить, что такие черты, как ложь, предательство, приспособленчество были для Высоцкого равносильны духовной смерти, а для него духовная смерть была страшнее физической. В стихотворении «Мне судьба до последней черты…» Высоцкий выразил свое кредо предельно ясно:
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить – не Хочу, –
На ослабленном нерве я не зазвучу –
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что ночью кропаю, – в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу, –
Но не буду скользить словно пыль по лучу!
Гуманистический идеал Высоцкого рождается не только в противопоставлении себя власти, но и в космических понятиях – борьбе противоположностей – Добра и Зла. Зло, как бы ни меняло свое обличье, на протяжении веков оставалось неизменным по своей сути [4]:
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война.
Возможность выбора между добром и злом не ограничивается какой-либо конкретной ситуацией, она присутствует во всем многообразии жизненных явлений. Гуманистический идеал решается во мнении, что со злом надо бороться. Равнодушие и пассивное наблюдение – то же Зло, порок не меньший, чем подлость и предательство:
Если руки сложа
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, палачом –
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
Герой-носитель гуманистического идеала поэта – не некий романтический герой, вступающий в схватку с «мировым злом». Это реальный, сегодняшний человек с его тревогами и радостями, сознательно избравший передовой край борьбы за правду, справедливость, творческую и личностную свободу, то есть реализатор глубоких гуманистических ценностей человека.
Похожие публикации:
Биография А.А. Блока
Александр Александрович Блок (1880 – 1921) принадлежал к кругу старой русской интеллигенции. Его отец был профессором – юристом и философом, а мать – переводчицей.
Родители разошлись сразу же после рождения ребенка, поэтому Блок воспитыв ...
Библейские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева
Человек и природа, как правило, представляются в стихах Тютчева не только в целом, но и как бы в первозданности.
В стихотворении “Безумие”, например, пустыня предстает как извечная библейская праземля, праприрода:
Там, где с землею обго ...
Жюль Верн – источник возникновения легенд
А вместе со славой вокруг фигуры Жюля Верна, поднялась газетная шумиха. Благодаря стараниям досужих репортеров, возникло множество разнообразнейших легенд. Пожалуй, самая любопытная из них заключалась в том, что . никакого Жюля Верна вооб ...