Жанровое многообразие поэзии ГрифиусаСтраница 1
Творчество Андреаса Грифиуса являет собой вершину немецкой литературы XVII века. Его лирике присущи глубина и совершенство формы. В своем творчестве Грифиус опирался на современные ему правила поэзии, его стихи и песни нередко обнаруживают (например, сонет) строгое построение отдельных частей текста, логически связанных по содержанию. Эти достижения поэта, так же как и его выразительный, богатый оттенками язык, сделали Грифиуса самым значительным поэтом столетия. Идейно-художественную основу его творчества составили переживания Тридцатилетней войны. Размышления о ней содержатся, например, в сонете «Слезы отечества, год 1636»:
«Мы все еще в беде, нам боль сердца буравит,
Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,
Ревущая труба, от крови жирный меч —
Все жрет наш хлеб, наш труд, свой суд неправый правит.
Враг наши церкви жжет, враг нашу веру травит.
Стенает ратуша! На пагубу обречь
Посмели наших жен — кому их оберечь?
Огонь, чума и смерть . Вот-вот нас жизнь оставит.
Здесь каждый божий день людская кровь течет! Три шестилетия! Ужасен этот счет.
Скопленье мертвых тел остановило реки.
Но что позор и смерть, что голод и беда,
Пожары, грабежи и недород, когда
Сокровища души разграблены навеки?!»[8,233]
Уже этот ранний сонет свидетельствует о выразительности его поэтического языка; реализм образов и ритм стиха обращает внимание и глубоко трогают читателя или слушателя, вызывая сопереживание. После описания ужасов войны высшим проявлением скорби поэта является переживание, порожденное этико-моральными бедствиями.
Во многих стихотворениях поэта — как в «Сонетах из Лиссы» (1637), где «Слезы отечества» помещены под названием «Жалоба опустошенной Германии», так и в двух последующих сборниках («Воскресные и праздничные сонеты», 1639 г., и «Сонеты Андреаса Грифиуса», 1643 г.) — человек изображается игрушкой в руках счастья, увлекаемый своенравной и прихотливой фортуной. Жизнь его предстает сплетением бессмысленных стремлений, отданных во власть скоротечности и непостоянству. Эти мотивы Грифиус варьирует снова и снова в ряде образов и сравнений, которые нередко заимствует из Библии, а также из надгробных проповедей и сборников эмблем.
В сонете «Все бренно» говорится:
Куда ни кинешь взор — все, все на свете бренно. Ты нынче ставишь дом? Мне жаль твоих трудов. Поля раскинутся на месте городов, Где будут пастухи пасти стада смиренно.
…
Пройдут, что сон пустой, победа, торжество: Ведь слабый человек не может ничего Слепой игре времен сам противопоставить.
(Перевод Л. Гинзбурга)
И здесь главная мысль заключена в последней строке, которая находит общий знаменатель для всех разрозненных образов:
Ведь смертный никогда о вечности не мыслит!
(Перевод Г. Ратгауза)
«Обращение к вечному представляет, по мнению Грифиуса, единственную для человека возможность обрести спасение души и выстоять в хаосе жизни. За словами «что есть вечно» скрывается признание бога и олицетворяемого им мира гармонии и покоя. В сонете «Бог знает обо мне» выражена глубокая вера в бога, который всегда заботится о нем, «своем дитяти». Правда, протестантское мировоззрение Грифиуса давало ему возможность для более диалектического взгляда. В стихотворении «Проснись! Проснись, господь Христос!» он вопрошает «господа», как бог любви мог допустить разрушительную силу войны:
.воздаст ли тот хвалу,
Кто ввергнут в нищету? И прочен ли союз,
В который верим мы, когда мы адов груз
Не в силах удержать?
Скорбь Грифиуса, однако, не выливалась в характерные для средневековья пренебрежение жизнью и веру в потусторонний мир. Напротив, в своих стихотворениях он воспевал и многочисленные радости жизни, в основе которых лежат представления о подлинных — не мнимых — ценностях.
Похожие публикации:
Прочие функции неомифологизма
В. Пелевин – писатель, чья концепция мира и человека предполагает минимум внимания геополитике, межэтническим конфликтам, межнациональным отношениям. Человек, согласно его мировоззрению, озабочен нахождением себя во вселенной, обретением ...
Биография поэта.
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) 28.X. (09.XI.)1885—28.VI.1922
Хлебников Велимир — русский поэт. Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в селе Малые Дербеты (Ханская ставка) Астраханской губернии в семье ученого-естественник ...
Своеобразие мироощущения лирического героя.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.
Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песням ...