Сафо - величайшая поэтесса Древней ГрецииСтраница 3
Вскоре Сафо вышла замуж, за кого - неизвестно, и спустя год родила дочь, названную в честь бабушки Клеидой. Но безжалостная судьба не долго позволила ей наслаждаться семейным счастьем. Муж и горячо любимая дочь вскоре один за другим опустились в мрачное царство Гадеса. Лишенная семьи, Сафо всецело отдалась поэзии.
Эти муки отразились и в стихотворениях Сафо. Она осталась одинокой. В своих стихотворениях Сафо соединила переживания внутреннего и внешнего мира. Это было нечто большее, чем просто любовные стихотворения, это было выражение её стремлений
Унаследовав состояние рано умершего мужа, Сафо открывает музыкально-поэтическую школу «Домом муз» риторики на Лесбосе для девушек. Сафо была лидером этого сообщества - своеобразного античного богемного салона - и являлась кумиром восхищенных поклонниц; некоторые добирались сюда из дальних стран для того, чтобы послушать ее, сюда стремились попасть даже чужеземки. В этой школе их обучали игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, эстетическому поведению и готовили к роли любящей жены. Школы для музыкального воспитания и раньше были на Лесбосе, но школа Сафо прогремела на весь культурный мир. Постепенно Сафо всегда оставалась в центре кружка из знатных девушек и женщин Лесбоса, посвятивших себя служению Афродите. Позже начали писать, что это был некий тайный союз, ведь на этом острове издревле были традиции объединения и в женские, и в мужские кружки и союзы.
Атмосфера, царившая в Доме муз, была очень теплая и дружественная. Здесь часто устраивались пиры, где ученицы зачитывали свои стихи. На пирах проходивших в Доме муз, участвовали не только девушки, но и юноши. В разгар пира, когда все участницы и участники прочитывали свои роботы, Сафо объявляла победителя и исполняла в его честь оду «Афродита». И, конечно, муза опьяняла ее и приводила в восторг.
Стихи Сафо излучают свет и тепло, бесконечную радость общения. Она писала обо всем - это и ревность, и обида, и горечь разлук и утрат. В ее стихах любовь к мужчине упоминается лишь однажды, да Она писала стихи на эолийском диалекте. Лирика Сафо, простая и страстная, скорее, более близка к народному эпосу, и то только затем, чтобы сразу же быть решительно отвергнутой в пользу страсти к женщине. Ее темы - любовь и ненависть, нежное общение подруг, девичья красота. Имена ее самых любимых подруг - Аттида, Родопа, Анактория, Гонгилия, Мнасадика.
О ее любимых ученицах известно не много. Была Аттида, которой посвящены одни из сильнейших строк Сафо. Она долго оставалась гетерой в Доме муз, а что случилось затем, уже никто никогда не узнает. О том, что Сафо пришлось расстаться с Аттидой, поведал поэтический фрагмент на папирусе, найденном в Египте в 1896 году, когда с момента расставания минуло уже очень много веков. И не осталось ни памяти, ни следов - только боль разлуки. В адресованных к одной их общей подруге строках Сафо горько жаловалась на то, что возлюбленная ими Аттида пребывает ныне в далекой Лидии и кто знает, доведется ли им увидеться вновь .
Другая гетера по прозвищу Родопа. Из воспоминаний Сафо следует, что когда Родопа купалась в Ниле, орел унес одну из ее сандалий и по невероятной случайности уронил перед Амазисом, стоявшим в преддверии храма в ожидании жертвоприношения. Сандалия оказалась такой маленькой, что фараон приказал найти ее владелицу. Придворные отправились на поиски и, после долгих странствий, отыскали девушку и привезли к своему владыке. Очарованный Родопой Амазис женился на ней. Так Сафо рассталась со своей ближайшей подругой.
Жизнь Сафо в окружении ярких и красивых девушек, ее пламенные стихи и ее слава со временем вызвали зависть, насмешки, сплетни и обвинения. Ни один из ее современников не подтверждает подобных обвинений. Но разве посылали бы к ней в школу своих дочерей знатные люди из всех областей Эллады?! Современники ее уважали и любили. Упомянутый выше ее современник поэт Алкей восторгался ею и называл ее «чистой», «целомудренной», «мудрой». Она пользовалась большим уважением среди поэтов античного мира. Когда великий реформатор, афинский правитель, поэт и один из семи мудрецов древности Солон в преклонном возрасте услышал от внука ее стихи, он был потрясен и потребовал произнести их еще, ибо боялся умереть, не выучив этих строк наизусть. Ею восхищался родившийся почти на полтора столетия позже знаменитый философ Сократ, называя Сафо своей наставницей, а великий философ Платон называл ее «десятой музой». «Отец географии» Страбон называет ее «каким-то удивительным явлением» и замечает: «Сафо была удивительной женщиной, — ибо на нашей памяти я не знаю ни одной женщины, которая даже в самой малой степени могла бы соперничать с ней в отношении поэзии». Граждане Митилены чеканили монету с изображением великой поэтессы — это, кстати, одна из первых монет в истории человечества. Стихи Сафо переполнены страстью, любовью и любованием красотой. Знаток и переводчик Сафо В. Вересаев замечает: В основе чувства Сафо лежала знойная страстность кипучей южной крови, совершенно стиравшая границу между дружбой и любовью. Похожее утверждение и у западного исследователя ее творчества Мюллера: «Это смешение чувств, которые у других, более спокойно настроенных народов различаются более определенно, представляет существенную черту в характере эллинской народности». Верно сказал о Сафо истинный знаток истории В.Дюрант: «Нам довольно того, что это поэзия высшей пробы, отличающаяся напряженностью чувства, яркой образностью и совершенством языка и формы». Она писала о любви, о дружбе и вражде между женщинами, о красоте человека и природы, о своей дочурке Клеиде. Ей первой удалось отразить в стихах внутреннюю жизнь, чувства и ощущения, душевные страдания мучимой ревностью или любовью. Она писала стихи в самых разнообразных стихотворных размерах, и в ее честь один из них до сих пор называется "сапфическим" (т.е., "сапфическая строфа"). Знатоки древнегреческого языка утверждают, что даже самый точный перевод не в состоянии передать мягкое благозвучие стихов Сафо. Ее изящные задушевные стихи составили 12000 строк в 9-ти книгах. С лирой в руках, она декламировала свои жаркие строфы. Все ее произведения или призывы к любви, или жалобы на нее, полные любви и горечи. Она оказала огромное влияние на Горация и Катулла, родственного ей по духу певца нежных чувств и страстей. Страбон не называл ее иначе, как «чудом», утверждая, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая в поэзии могла бы выдержать хотя бы приблизительно сравнение с Сафо». Сократ величает ее своей наставницей в вопросах любви.
Похожие публикации:
Тематика и авторская идея Салтыкова-Щедрина
"
Он знает всю страну, лучше, чем кто-либо из современников". (И.С. Тургенев). Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются его сказ ...
Анализ стихотворения
Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком.
В этом стихотв ...
Биография Антона Павловича Чехова
«Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…»
А.П.Чехов
ТАГАНРОГ. ДОМ. СЕМЬЯ. «Моя фамилия… ведет свое начало из воронежских недр, из Острогорского уезда. Мои дед и отец были крепос ...