Фразеологизм как средство сатиры в сказкахСтраница 1
Язык
- основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления) использует народное остроумие - разговорную речь или просторечие. "Просторечие - слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определённого колорита".1 Например, в "Диком помещике" автор употреблял просторечие, как бы показывая своё отношение к народу и барину.
С сочувствием к крестьянам: "…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!".В прост. маяться - томиться, мучиться
.
С восхищением о живучести народа: "…опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука, и мясо… а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: - И откуда вы, шельмы, берёте! (
с.430) В прост. шельма - мошенник, плут
(сл., с.776)
С отвращением о барине: "…ведь жрёшь…сам-то?"
с.426. В прост. жрать - грубо о человеке - есть, жадно
(сл. с.168)
В сказке "Медведь на воеводстве" просторечие и разговорная речь имеют различное назначение и характеристику. Так, о Топтыгиных: "Бурбон стоеросовый!".
В разг. речи бурбон - презрительный, грубый невежественный и властный человек. (
сл., с.56) В прост. стоеросовый - бран. О глупом, тупом человеке. (
сл., с.667)
"Олух царя небесного!" (
с.463) В разг. речи олух - глупый, непонятливый человек, дурак
(сл., с.387)
" (на Топтыгина 1) … напустили стаю шавок уж … смерть в глаза видел! Однако… отбоярился, штук с десяток шавок перекалечили, а от остальных утёк".
В разг. речи отбоярился - уклониться, отделаться от кого - (-чего-) - нибудь
(сл., с.400) В прост. утёк - уйти, убежать (
сл., с.732)
"… это уж не срамное злодейство…, этакая ведь, братцы, уморушка!" (
с.464) В разг. речи срамить - позорить, порочить
(сл., с.660). В разг. речи умора - уморительный случай, нечто очень смешное
. (сл. с.723)
"- Так вот оно, общественное мнение, что значит! - тужил Топтыгин, утирая обшарпанное в кустах рыло".
(с.464) В прост. тужить - горевать, кручиниться
. (сл. с.707) В прост. обшарпанный - оборванный, обтрёпанный, грязный
(сл. с.375) В прост. рыло - бран. Лицо
(сл. с.599)
О Топтыгине 2-м Нет в лесу ни типографии, ни университета и тогда, "потужил Топтыгин 2-й, но в унынье не впал. "Коли душу у них… погубить нельзя, …прямо за шкуру приниматься надо!" (
с.467) В прост. тужить - горевать, кручинится
. (сл. с707) В прост. коли - (союз) если
Похожие публикации:
Особенности библейских аллюзий в литературе. Аллюзии и их характеристика
Известно, что термин «аллюзия» появляется во многих европейских языках уже в XVI веке. Но, несмотря на давнюю традицию использования этого слова в зарубежном литературоведении и языкознании, само явление начинает активно изучаться лишь в ...
Барокко и классицизм
Немецкая литература, отразившая в XVII в. глубокое нравственное потрясение народа после опустошительной 30-летней войны, переполненная идеями и эстетикой барокко, теперь, в XVIII в., начала постепенно переходить к более спокойному и трезв ...
Жанр баллады в контексте литературы 18 – начала 19 веков. Представления
классицистов о балладе
«Поэтическое искусство» Буало – кодекс классицизма, по этому трактату можно судить, каковы представления классицистов о том или ином художественном явлении. Буало в своем «Поэтическом искусстве» практически не выделяет баллад как самостоя ...