Фразеологизм как средство сатиры в сказкахСтраница 3
"И начал он жить да поживать…" (
с.425)
"…в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат"
(с.429)
"…слонялись из угла в угол, окутанные мраком времён".
С.466
"…а Топтыгин уже тут, как тут"
с.462
"…вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия"
с.469
Так же следует выделить фразеологические сочетания народно-эстетического характера.
"В некотором царстве, в некотором государстве"
(с.424)
"И начал он жить поживать"
(с.425)
Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушал в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы, во всей поэтической стихии живого народного языка. Связь сказок Щедрина с фольклором проявилась и в традиционных зачинах с использованием формы давно прошедшего времени ("жил - был…"), и в употреблении присказок ("по щучьему велению, по моему хотению", "ни в сказке сказать, ни пером описать" и т.д.), и в частом обращении сатирика к народным речениям, всегда поданном в остроумном социально-политическом истолковании.
И все же, несмотря на обилие фольклорных элементов, щедринская сказка, взятая в целом. Не похожа на народные сказки, она ни в композиции, ни в сюжете не повторяет традиционных фольклорных схем. Сатирик не подражал фольклорным образцам, а свободно творил на основе их и в духе
их, раскрывал и развивал их глубокий смысл, брал их у народа, чтобы вернуть народу же идейно и художественно обогащенными. Поэтому даже в тех случаях, когда темы или отдельные образы щедринских сказок находят себе соответствие в ранее известных фольклорных сюжетах, они по своему идейному значению и художественному совершенству оказываются выше последних. Здесь, как и в сказках Пушкина и Андерсена, ярко проявляется обогащающее воздействие художника на жанры народной поэтической словесности.
Опираясь на фольклорно - сказочную и литературно - басенную традицию, Щедрин дал непревзойденные образцы лаконизма в художественном истолковании сложных общественных явлений. В этом отношении особенно примечательны те сказки, в которых действуют представители зоологического мира.
Образцы животного царства были издавна присущи басне и сатирической сказке, являвшейся, как правило, творчеством социальных низов. Обращаясь к этим образам, народ обретал некоторую свободу для нападения на своих притеснителей и возможность говорить в доходчивой, забавной, остроумной манере о серьезных вещах. Эта любимая народом форма художественного повествования нашла в щедринских сказках широкое применение. Мастерским воплощением обличаемых социальных типов в образах зверей Щедрин достигал яркого сатирического эффекта. Уже самим фактом уподобления представителей господствующих классов и правящей касты самодержавия хищным зверям сатирик заявлял о своем глубочайшем призрении к ним.
Щедрин был изобретателен и остроумен в выборе звериных образов и в распределении между ними тех ролей, которые они должны были разыгрывать в маленьких социальных комедиях и трагедиях.
Похожие публикации:
Хронология жизни и творчества
1860, 17(29) января. В Таганроге родился Антон Павлович Чехов.
1869 -1879. Учеба в гимназии.
1877. Первое посещение Москвы.
1877 - 1878. "Пьеса без названия" ("Безотцовщина")
1879. Поступил на медицинский факультет ...
Биография. Детство и лицей
(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 - 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) д ...
Просветители и искусство рококо
Просветительская культура, включая философию, литературу, искусство, составляла главную часть всей культуры Франции XVIII столетия. Люди пера (Вольтер, Руссо, Дидро и др.), люди резца и кисти (Гудон, Грез, Шарден), музыканты (Рамо, Глюк) ...