Литература эпохи ПросвещенияСтраница 1
В историю XVIII век вошёл как «век Просвещения». В широком смысле это означало просвещение народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Просветители подчинили своё художественное творчество задаче переустройства общества. Основным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности.
Произведения просветителей глубоко философичны. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общественное мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы, гротескно-комедийного памфлета. Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль. Они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения.
Просветители провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чувства простого человека. Тем самым они содействовали укреплению широкого литературного движения – сентиментализма.
Сентименталисты возвели чувство в культ, а чувствительность в нравственный и эстетический принцип. Созерцание красоты природы, мирное общение с нею простых, незлобивых людей – вот идеал сентименталистов.
В каждой стране литература носила ярко выраженный национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития народа, его национальных черт, национальных традиций. Однако для всей передовой литературы европейских стран XVIII столетия характерно общее антифеодальное, освободительное направление.
Вопросы:
1. Каковы основные идеи и принципы просветителей?
2. Как раскрывается концепция разумного человека в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо»? В чём выразились тенденции реализма и рококо в прозе Дефо?
3. В чём состоит новаторский характер сентиментальной прозы Лоренса Стерна?
4. В чём особенности французского Просвещения? Каково место социальных и общефилософских проблем в нём?
5. Какова роль движения «Буря и натиск» в развитии немецкой литературы XVIII века?
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем:
1. Место Джонотана Свифта в английском и европейском Просвещении.
2. Жан-Жак Руссо и руссоизм.
3. Дени Дидро и его вклад в мировую культуру.
4. Готхольд-Эфраим Лессинг и его роль в формировании национальной культуры.
5. Творческий путь И.-В.Гёте
Задание 2.
Определите философскую проблематику и жанровое своеобразие повести Вольтера «Кандид», отвечая на следующие вопросы:
1. Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести Вольтера? (Сравните ее с типичными приключенческими любовными романами).
2. Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор избирает именно такой тип героя для своей истории? (Что означает слово candid в латинском языке?)
3. Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует Вольтер в книге? Каким образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным приемам прибегает при этом? (Обратите внимание на следующие моменты:
А) на идеи Панглоса, изложенные в начале повести, и его роль в доме барона; Б) на то, как соотносится оптимизм Панглоса с реальностью и действительностью;
В) на неизменность позиции Панглоса.
4. Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип оптимизма?
5. Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен. Каковы его взгляды на жизнь? Что не устраивает автора в его жизненной позиции и философской концепции?
6. Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие жестокости и зла в существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки фантастический характер? Почему автор отправляет своего героя в различные страны Старого и Нового Света? Какое место занимают в повести природные стихии?
7. Какую роль играет в произведении страна Эльдорадо?
8. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём преимущество жизненной позиции старого турка перед философскими сентенциями Панглоса и Мартена?
9. Прокомментируйте финал произведения. [22: 28 – 29]
Задание 3.
Прочитайте и проанализируйте баллады Ф.Шиллера «Кубок» и «Перчатка». Выделите в сюжете баллад смысловые части: исходную ситуацию, момент возникновения конфликта, этапы развития, кульминацию, разрешение. Какие нравственно-этические проблемы поднимает Ф. Шиллер в своих балладах и какие художественные средства и приёмы для их воплощения использует?
Похожие публикации:
Критический реализм в английской литературе XIX века
В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и других мастеров социальног ...
Слуги и господа
В пьесе «Дядя Ваня»
с образом старой няни Марины связаны такие черты, как доброта, милосердие, кротость, способность понять, выслушать, забота о других, поддержка традиций. Няня выступает хранителем дома, семьи. Она, как и подобает класси ...
Площадное слово в романе Рабле
Я понять тебя хочу,
Темный твой язык учу[92].
Мы остановимся прежде всего на тех именно моментах романа Рабле, которые, начиная с XVII века, служили камнем преткновения для его ценителей и читателей, которые Лабрюйер называл «утехой для ...