Литература эпохи ПросвещенияСтраница 1
В историю XVIII век вошёл как «век Просвещения». В широком смысле это означало просвещение народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Просветители подчинили своё художественное творчество задаче переустройства общества. Основным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности.
Произведения просветителей глубоко философичны. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общественное мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы, гротескно-комедийного памфлета. Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль. Они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения.
Просветители провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чувства простого человека. Тем самым они содействовали укреплению широкого литературного движения – сентиментализма.
Сентименталисты возвели чувство в культ, а чувствительность в нравственный и эстетический принцип. Созерцание красоты природы, мирное общение с нею простых, незлобивых людей – вот идеал сентименталистов.
В каждой стране литература носила ярко выраженный национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития народа, его национальных черт, национальных традиций. Однако для всей передовой литературы европейских стран XVIII столетия характерно общее антифеодальное, освободительное направление.
Вопросы:
1. Каковы основные идеи и принципы просветителей?
2. Как раскрывается концепция разумного человека в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо»? В чём выразились тенденции реализма и рококо в прозе Дефо?
3. В чём состоит новаторский характер сентиментальной прозы Лоренса Стерна?
4. В чём особенности французского Просвещения? Каково место социальных и общефилософских проблем в нём?
5. Какова роль движения «Буря и натиск» в развитии немецкой литературы XVIII века?
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем:
1. Место Джонотана Свифта в английском и европейском Просвещении.
2. Жан-Жак Руссо и руссоизм.
3. Дени Дидро и его вклад в мировую культуру.
4. Готхольд-Эфраим Лессинг и его роль в формировании национальной культуры.
5. Творческий путь И.-В.Гёте
Задание 2.
Определите философскую проблематику и жанровое своеобразие повести Вольтера «Кандид», отвечая на следующие вопросы:
1. Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести Вольтера? (Сравните ее с типичными приключенческими любовными романами).
2. Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор избирает именно такой тип героя для своей истории? (Что означает слово candid в латинском языке?)
3. Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует Вольтер в книге? Каким образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным приемам прибегает при этом? (Обратите внимание на следующие моменты:
А) на идеи Панглоса, изложенные в начале повести, и его роль в доме барона; Б) на то, как соотносится оптимизм Панглоса с реальностью и действительностью;
В) на неизменность позиции Панглоса.
4. Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип оптимизма?
5. Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен. Каковы его взгляды на жизнь? Что не устраивает автора в его жизненной позиции и философской концепции?
6. Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие жестокости и зла в существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки фантастический характер? Почему автор отправляет своего героя в различные страны Старого и Нового Света? Какое место занимают в повести природные стихии?
7. Какую роль играет в произведении страна Эльдорадо?
8. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём преимущество жизненной позиции старого турка перед философскими сентенциями Панглоса и Мартена?
9. Прокомментируйте финал произведения. [22: 28 – 29]
Задание 3.
Прочитайте и проанализируйте баллады Ф.Шиллера «Кубок» и «Перчатка». Выделите в сюжете баллад смысловые части: исходную ситуацию, момент возникновения конфликта, этапы развития, кульминацию, разрешение. Какие нравственно-этические проблемы поднимает Ф. Шиллер в своих балладах и какие художественные средства и приёмы для их воплощения использует?
Похожие публикации:
Образы Рабле и современная ему действительность
До сих пор мы рассматривали образы Рабле преимущественно в их связи с народной культурой. Нас интересовала в творчестве Рабле основная, большая линия борьбы двух культур, то есть борьбы народной культуры с официальным средневековьем. Но м ...
Биография Антона Павловича Чехова
«Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…»
А.П.Чехов
ТАГАНРОГ. ДОМ. СЕМЬЯ. «Моя фамилия… ведет свое начало из воронежских недр, из Острогорского уезда. Мои дед и отец были крепос ...
"Оливер Твист" и другие произведения
1838-1843 годов
Двумя годами позднее Диккенс выступил с "Оливером Твистом" и "Николасом Никкльби".
"Оливер Твист" (1838) — история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, ...