Процесс работы над фельетоном.Страница 1
Процесс работы над любым публицистическим произведением неизменно начинается с выбора тематики
. Фельетон, как уже отмечалось, всегда на переднем крае жизни. Это означает, что актуальность тематики обязательна для фельетона. Поэтому фельетонист обязан находиться в гуще событий, накапливать факты и наблюдения, точно оценивая их значение. Многие важные темы фельетонов подсказывает редакционная почта: в некоторых газетах 4/5 всех фельетонов имеют своим источником письма читателей. Очень важно умение фельетониста отличить «проблемы» от «проблемок». Фельетонист должен найти самую важную сторону явления, нащупать наиболее уязвимое место «героя», направить острие своего пера на разоблачение зла, а не обрушиваться со всем пылом и задором на второстепенные, не имеющего общественного значения, мелочи. Фельетон, в котором второстепенное выпячивается на первый план, может быть забавным, вызвать улыбку, но настоящей пользы не принесёт.
Следующий этап работы фельетониста – изучение и проверка фактов
, на основе которых предлагается написать фельетон. Проверка фактов – не только процесс уточнение данных, но и процесс дальнейшей разработки темы будущего фельетона. Ознакомление с документами, беседы с людьми помогают углубиться в факты, лучше понять движущие пружины поступков, характер действующих лиц, их психологию. В процессе проверки материала тема нередко меняется, иногда весьма существенно. Необходима встреча фельетониста с теми людьми, о которых он собирается писать. Для того, чтобы в фельетоне ничто не прозвучало фальшиво, очень важно знать героя, о котором пишется фельетон, знать, каков он. Проступок, простительный неопытному, молодому работнику, нельзя не поставить в вину зрелому герою. А проступок, который герой совершил впервые, и, так сказать, рецидив вызывают, естественно, различное к себе отношение. Незнакомство с героем нередко приводит к серьёзным просчётам и неверным выводам, затрудняет публицистическую разработку темы и, порой, последствия такой небрежности оказываются плачевными.
Так, например, в семидесятых годах в адрес «Ставропольской правды» поступило письмо от читателя с кляузой на директора одного из совхозов Ипатовского района. Автор письма обвинял его в недобросовестности, аморальности, алкоголизме. Л.Ф. Епанешникову было поручено написать фельетон. Журналист съездил в совхоз, но вместо того, чтобы встретиться с его директором, поговорил только с автором того самого письма – и вскоре на страницах газеты появился фельетон. Результатом его стало исключение директора совхоза из партии и освобождение от занимаемой должности. И только через 20 лет Епанешникову стало известно, что в том злополучном письме не было ни слова правды. Так недобросовестность журналиста поломала жизнь ни в чём не повинному человеку. Этот факт лёг тёмным пятном на репутацию всех журналистов Ставропольского края, ведь Епанешников представлял краевую газету. Искажения фактов быть не могло, и тем не менее, оно было.
Выбрав тему, автору фельетона нужно подумать, насколько она актуальна, какую цель он будет преследовать, насколько используемые художественные средства помогают в решении целевой установки. Важным и непременным достоинством фельетона является его правдивость
. Под правдивостью следует понимать, во-первых, правильное определение характера обличаемого зла, о чём уже говорилось выше, и во-вторых, правильное отражение в фельетона фактов жизни. Но точность и правдивость не исключают творческого домысла
. Более того, фельетон не мыслим без художественной обработки фактов. Долг фельетониста – верно передать содержание и характер фактов, поступков, и фельетонист вправе использовать различные художественные, стилистические приёмы обработки материала, раскрытия замысла, если только они не ведут к искажению факта, его сущности. Это позволяет заострить сатирический образ, показать его крупным планом, вскрыть его несоответствие или противоположность нашему идеалу, нормам нашей жизни, нашим убеждениям. В ряде случаев фельетонист создаёт условные диалоги, рисует сценки, которых на самом деле не было. Всё это ему необходимо для того, чтобы раскрыть смысл развенчиваемого явления. Но в этих случаях автор непременно указывает, что данная ситуация, данный диалог придуманы, что какое-то сатирическое описание – лишь воображаемое, хотя и отражает то, что могло бы логически быть при данных качествах героев, при данном содержании фактов. Однако излишнее сгущение красок, не вполне реальный домысел, явно надуманные ситуации, в которые попадают герои, забавные, но «шитые белыми нитками» коллизии делают фельетон мало правдивым, а значит, и не совсем убедительным. Д. Заславский отмечал, что в умении сочетать правдивость с вымыслом, в умении рисовать картину, оставаясь в пределах фактической точности, и заключается искусство фельетона.
Похожие публикации:
Ю.К. Олеша. Биография. Этапы творчества
Юрий Карлович Олеша родился 19 февраля (по старому стилю) 1899 г. в Елисаветграде (ныне Кировоград) в семье обедневших польских дворян.
Отец — сын акцизного чиновника, прогулявший родовое состояние. Много пьет, играет в карты.
Клуб – од ...
Достоевский Федор Михайлович
Достоевский
(Федор Михайлович) — знаменитый романист, род. 30 окт. 1821 г., в Москве, в здании Марьинской больницы, где отец его служил штаб-лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества (из семьи, по-видимому, ...
Поздние произведения. Творчество Диккенса 50—60-х годов
50—60-е годы — начало нового периода в творчестве Чарльза Диккенса (1812—1870). Иными стали акценты и доминанты: укрепляется реалистическая сдержанность, сбалансированность посылок и выводов, гармония; в книгах ощутимо и большее жизнеподо ...