Наполеон как кумир
поколенийСтраница 13
Только это ведь совсем другая материя. Если сорок грехов простят, то этим уже ничего не докажешь, и Наполеон тут вовсе ни при чем. Впрочем, Достоевский подобную казуистику начисто отвергает: не то что сорок грехов не простят, а собственный грех еще искупить надо, ибо убил человека, кровь пролил.
Сама "наполеоновская идея" неприемлемая, ложная, порочная.
Ваши рассуждения убедили меня в том, что персонаж, на которого более всего хотел бы походить герой "Преступления и наказания" - это толстовский Наполеон: это он "ставит поперек улицы ха-р-р-ошую батарею"; он "тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне".
Раскольников говорит, что для такого Наполеона не возникло бы вопроса, убивать или не убивать старуху процентщицу - "если бы только не было ему другой дороги". В подобном случае "не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально". Важен не масштаб преступления, а внутренняя готовность преступить. Но этой-то несокрушимости как раз и не обнаруживает мнительный петербургский теоретик: "Уж если я столько с ней промучился: пошел ли бы Наполеон или нет? так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон ." Это поражение Раскольникова - залог его будущего воскресения: "человеческое" в нем еще не задавлено окончательно "наполеоновским". Может быть, поэтому он догадывается кое о чем.
"Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца, - говорит Раскольников. - Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую скорбь". Нетрудно указать источник. Это Екклезиаст: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь". Для Толстого власть - это удаление от истины, для Достоевского, может быть, мучительное приближение к ней.
Толстовский Наполеон не ведает сомнений. Он, как сказал по другому поводу Герцен, "Klar im Sich" (ясен в самом себе). Наполеона толстовской эпопеи сомнение постигает только однажды - на исходе Бородинской битвы: "дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха представлялось ненужным и ужасным". Для Раскольникова "дело" представляется таковым вследствие успеха.
Наполеон Достоевского - это Наполеон Достоевского.
Ночные императорские слезы, свидетелем которых становится десятилетний отрок, подтачивают все сооружение: оно (как в случае со "слезинкой ребенка"!) готово завалиться и рухнуть. "Наполеоновская идея" не выдерживает человеческих слез. И сам носитель идеи, запертый в Московском Кремле, начинает испытывать "великую скорбь". Для Достоевского это сильнейший аргумент.
Толстовский Наполеон - с его честолюбием и эгоцентризмом, с его пушками и маршалами - ясен Достоевскому и не особенно его занимает. Автору "Преступления и наказания" интереснее претендент - с его "страданием и болью", с его томлением между совестью и властью. Можно предположить, что в сознании Раскольникова уже брезжит образ того Наполеона, о котором поведает генерал Иволгин.
В своей статье, написанной накануне убийства, Раскольников развивает мысль, что "все законодатели и установители человечества . все до единого были преступниками", ибо, водворяя новый закон на место ветхого, вольно или невольно проливали чужую кровь. Называются имена: Ликург, Солон, Магомет и Наполеон. Вряд ли Толстой согласился бы поместить французского императора в этот достойный ряд.
Гений может позволить себе преступить через кровь. Это один порядок мироустройства. Но обсуждению подлежит и другой.
Герой "Подростка" рисует следующую картину: "Мне нравилось ужасно представлять себе существо, именно бесталанное и серединное, стоящее перед миром и говорящее ему с улыбкой: вы Галилеи и Коперники, Карлы Великие и Наполеоны, вы Пушкины и Шекспиры, вы фельдмаршалы и гофмаршалы, а вот я - бездарность и незаконность, и все-таки выше вас, потому что вы сами этому подчинились. Сознаюсь, я доводил эту фантазию до таких окраин, что похеривал даже самое образование. Мне казалось, что красивее будет, если человек этот будет даже грязно необразованным. Эта, уже утрированная, мечта повлияла даже тогда на мой успех в седьмом классе гимназии; я перестал учиться именно из фанатизма: без образования будто прибавлялось красоты к идеалу".
Похожие публикации:
Популярность поэзии Марины Цветаевой в наши дни
Изучение творчества М. Цветаевой только начинается. Значительная часть ее архива, находящегося в ЦГАЛИ, закрыто по распоряжению ее дочери. К тому же нет доступа и к беловым тетрадям художественных произведений и, таким образом, весь цвета ...
Факультативное
занятие по творчеству А.П. Чехова в 10 классе.
Русская усадьба в драматургии Чехова на основе анализа пьес «Дядя Ваня», «Три сестры».
Произведения А.П.Чехова, отобранные современными программами по литературе для 10-ых классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим ...
Роль В.Ф. Одоевского в русском романтизме ХІХ века
Истоки романтизма берут начало в Германии конца 18 столетия. Эпоха Просвещения особо бурно затронула германоязычные страны. В этом есть определенная закономерность – система образования в маленьких немецких государствах была по тому време ...