Введение
Немецкая поэзия XVII века - одна из ярких и мало известных у нас страниц европейской и мировой лирики. Такие значительные поэты, как Андреас Грифиус, Мартин Опиц, Пауль Флеминг и многие другие, блестяще отобразили свой трагический и бурный век и заложили основы позднейшей немецкой поэзии. Стихи их предстают и как памятники эпохи, и как образец литературного стиля барокко. Они оживают в переводах Льва Гинзбурга. Большая часть стихотворений публикуется на русском языке впервые.
В 1648 году закончилась, наконец, Тридцатилетняя война, до основания потрясшая всю общественную жизнь Германии. Страна лежала в развалинах.
По словам Ф. Меринга, «Германия была отброшена в своем развитии назад лет на двести; до двухсот лет потребовалось ей для того, чтобы снова достигнуть того экономического уровня, на котором она стояла в начале Тридцатилетней войны. По вестфальскому миру Франция захватила самые богатые области Западной Германии; на севере Швеция отбила устья Одера, Эльбы и Везера; обе страны получали право вмешиваться в германские дела. Безвозвратно исчезли последние остатки императорской и имперской власти».
«Положение Германии было самое безотрадное. В стране, распавшейся на множество захолустных независимых княжеств, царила феодальная анархия, поскольку «полный упадок центральной власти» открывал широкий простор княжескому своеволию. Нимало не заботясь об интересах народа и государства, «немецкие князья наживались на Вестфальском мире, соревнуясь между собой в том, кто выгоднее продаст себя загранице».
Уныние и отчаяние царили в широких общественных кругах. Бедственное положение страны, почти до основания разрушенной Тридцатилетней войной, великое разорение народа, катастрофическая деградация бюргерства, некогда игравшего ведущую роль в хозяйственной и культурной жизни Германии, и, наконец, разгул феодально-крепостнической и церковной реакции подготовленной всем ходом немецкой истории после разгрома крестьянско-плебейского движения 1525 - 1535 годов, — все это порождает мрачные настроения в творчестве ряда выдающихся деятелей немецкой литературы середины века. Мир перестал быть для них цветущим плодоносным садом, он превратился в юдоль слез и неизбывной печали, из которой нет выхода в царство земной человеческой радости. Даже творчество передовых писателей этого времени нередко окрашено в мрачные трагические тона» [4,311].
По мере того как углублялся трагизм немецкой жизни, основанный на военных действиях, в немецкой литературе все громче звучали голоса барокко. Характерно, что классицизм с его уравновешенностью и твердой верой в людские ценности, настолько пышно расцветший в соседней Франции, не смог обосноваться в Германии того времени. Он был смят и раздавлен налетевшей военной бурей, нанесшей стране такой моральный и материальный ущерб, от которого она долго не могла оправиться. В сущности самой высокой вершиной немецкого классицизма XVII в. так и осталось творчество его основоположника Мартина Опица. Но и Опица коснулись веяния барокко, коснулись они П. Флеминга и других основателей Силезской школы, не говоря уже о Фридрихе Шпее, поэзия которого была барочной в своей основе. Но подлинной силы поэзия немецкого барокко достигла в творчестве Андреаса Грифиуса. Таким образом, данная работа в известной степени охватывает творчество одаренного художника – Андреаса Грифиуса, шедшего сложным творческим путем. Ученик и сторонник классицистической поэтики, он испытал сильное воздействие эстетических и философских идей барокко, врывавшихся в его творчество вместе со смертоносным дуновением немецкой смуты.
Объектом исследования данной работы является творчество Андреаса Грифиуса. Он является мало изученным поэтом и драматургом немецкой литературы XVII века. В процессе написания данной курсовой работа я обработала определенную литературу. Безусловно, отправной точкой является книга «Очерки немецкой литературы» Б. И. Пуришева. Автор доступно излагает биографические факты, дает характеристику поэзии, а также краткое изложение самых известных драм А. Грифиуса. Также творчеству Грифиуса посвящаются такие работы, как «История немецкой литературы» под ред. А. Дмитриева, под ред. Б. И. Пуришева, под ред. Н. А. Гуляева. Еще одним важным источником информации является «История всемирной литературы» под ред. Г. П. Бердникова и Ю. Г. Виппера. Конечно, только изучив всю данную литературу, мы можем получить сравнительно полную характеристику творческой деятельности Андреаса Грифиуса. Поэтому основная задача написания данной курсовой работы состоит в том, чтобы глубоко изучить лирические произведения поэта и дать характеристику жанровым особенностям написания стихотворений.
Похожие публикации:
Зинаида Райх
Весной 1917 года в редакции одной из газет он знакомится с секретарем-машинисткой Зинаидой Николаевной Райх, своей ровесницей. В истории советского театра она упоминается как актриса, однако на момент их знакомства такой актрисы не сущест ...
Типы заимствованной лексики
Вся иноязычная лексика, употребляющаяся в русском языке, может быть подразделена на две группы: I. Освоенные заимствования; II. Неосвоенные заимствования: 1) экзотизмы; 2) иноязычные вкрапления, 3) интернационализмы.
Освоенные – это заим ...
А. А. Блок (1880—1921)
Александр Александрович Блок — явление в русской литературе исключительное. Его младший современник Борис Пастернак очень точно написал о нем:
Прославленный не по программе И вечный вне школ и систем, Он не изготовлен руками И нам не нав ...