Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)Страница 2
Вначале перед нами живой, энергичный, деловой молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества. Старцев пытается противостоять соблазнам городской жизни, очень ценит свою работу, мечтает о бескорыстной врачебной практике, хочет войти в жизнь горожан, найти отклик на мысли и чувства, которыми живёт.
Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становиться в тупик или заводит такую философию, что остаётся только рукой махнуть и отойти».
Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты. Дмитрий влюбился в дочь Туркиных. Но любовь не стала ему опорой в судьбе. Котик, не ответив на его чувство, уехала в столицу, и Старцев снова остался без поддержки в кругу серых провинциалов.
Не потому ли с Екатериной Ивановной через четыре года встречается уже другой человек? Даже огонёк любви, снова вспыхнувший в его душе, сразу погас, «что-то уже мешало чувствовать ему, как прежде»…
Старцев безнадёжно опускается, его интересуют только деньги, карты да сытый ужин. Отсутствие смысла жизни, высоких, облагораживающих порывов и стремлений превращает его в обывателя, в грубого, жадного эгоиста, без стеснения признающегося: «Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…» Так и хочется спросить у Старцева, какие были у него радости, кого он утешил, кому добрый совет подал, кого защитил.
Мне думается, он сумел бы ответить только на первый вопрос, ибо радость у него теперь была одна: «… по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы,,,» Осуждающе звучит приговор Чехова земскому доктору-обывателю: «…жадность одолела … В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.»
Причина этого перерождения в Ионыча, на мой взгляд, заключается в том, что Старцев, презирая «общество картёжников, алкоголиков, хрипунов», ничего не делает для того, чтобы возвыситься над ним. Безответственность за свою судьбу превратила его из человека в «Языческого бога», в «мёртвую душу».
Окаменела душа и учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре», который живёт по инструкциям. Он раб своего «футляра» - своей тёмной, похожей на гроб спальни, своих тёмных очков, калош, шарфа, фуфайки, своего страха перед всем новым, будь то смелая мысль педагога, драматический кружок или проказы гимназиста, раб всех ограничений, предрассудков, которыми ион себя окружил.
С помощью точных деталей Чехов убеждает нас, что Беликов нежизнеспособен, потому что «футляр» - удел трупа, а не человека. Он не менее отвратителен , чем унтер Пришибеев, с его чисто беликовским автоматизмом мышления.
Читая о тусклой жизни трусливого интеллигента-обывателя, приходишь к выводу, что жить по принципу «как бы чего не вышло!» нельзя, потому что Беликовы мешают тем, кто пытается сделать жизнь осмысленной, бодрой, красивой, полезной для окружающих. Таких людей с симпатией показывает Чехов в образах брата и сестры Коваленко, сыгравших роковую роль в судьбе Беликова. Они живут совершенно по-другому, в них заложены черты характера и поведения, которые противоречат беликовским, - духовное и физическое здоровье, широта и непосредственность натуры, самостоятельность суждений. Эти жизнерадостные люди, умеющие не только хорошо трудиться, но и интересно отдыхать, чистые и искренние, с «большим удовольствием» хоронят Беликова. Такой многозначительной развязкой разоблачает Чехов беликовщину как духовное рабство и провозглашает право ответственного за свою свободу человека на внутреннюю раскованность: «Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья…»
Похожие публикации:
Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива
Новеллы Борхеса, которые построены по принципу детектива: в них есть загадка, тайна, всегда связанная с текстом, и разгадка тайны приобретает черты исследования текста, то есть становится филологической в самом точном смысле этого слова. ...
На рубеже веков
XX
столетие — в каких запечатлелось авторах, литературных формах, образах, идеях, как начиналось?
У Марины Цветаевой есть мысль о Б. Пастернаке, что по-настоящему он может «осуществиться» только в талантливом читателе. Говоря о понимании ...
В кругу
литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок “Современника” (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.А. Гончаров и др.), где его встретили как “великую надежду русской литературы” (Некрасов). Толстой принимал ...