Художественно-публицистические средства в фельетоне.Страница 1
Естественно, специфика задачи обличения определяет характер литературно-стилистических ресурсов фельетона, делает необходимым использование таких средств, как сатирическая метафора:
· Так тряхнуть, чтобы веснушки горохом на землю посыпались («Укрощение строптивых» С. Нариньяни1)
· Жизнь улыбается и подмигивает искристыми глазами нескольких незанятых москвичек («Устарелая жена» М. Кольцов3)
ирония:
· Почти новые, всего два раза латанные штаны («Фельетон о фельетоне» С. Нариньяни1)
· Далеко у чёрта на куличках, на заброшенном во льдах, около полюса, на острове Врангеля сидят четыре человека советских работников… На столах папки, на дверях и стенах надписи, специально для медведей и моржей: «Приём от 12 до 3» («Иван в раю» М.Кольцов3)
сарказм:
· Маленький человечишка, не умеющий ещё навести порядок под собственным носом («Дяденька, дай прикурить!» С. Нариньяни1)
· Так и ушла в твёрдой глухой броне своей правоты («Моё преступление» М. Кольцов3)
гротеск:
· Объясняли, чем юнкоровская заметка отличается от передовой статьи и от романа в стихах «Евгений Онегин» («Фельетон о фельетоне» С. Нариньяни1)
пародийный, юмористический элемент.
Не менее важно для фельетониста и искусство обобщения
. И художественные, и публицистические произведения непременно обощают факты жизни, её явления. Средства обобщения различны, но обобщение присутствует и в рассказе (в форме абзаца), и в статье (в форме выводов). В жанре художествено-публицистическом эти обобщения выступают в обеих формах, которые в руках мастера сливаются в единое целое. Делясь опытом, Михаил Кольцов рассказывал: «Я даю фактический материал большей частью в сопоставлении с другими фактами и этим стараюсь добиться публицистического обобщения»2. Художественно-публицистическое обобщение фактов – непременное требование к фельетону, а использование разнообразных красок сатирической палитры, средств юмора позволяет решить творческую задачу в специфичной для жанра форме.
Кроме того, в фельетоне важную роль играет индивидуальный сатирико-юмористический образ
. В большинстве случаев негативное действующее лицо фигурирует в фельетонных текстах под собственным именем. Но этот образ – не сама цель, за ним должно стоять явление. Но если читатель хорошо соотносит суть явления с собственным практическим опытом, то подробный фельетонный анализ не нужен и основное внимание фельетонист сосредотачивает на развёртывании действия, создании индивидуального образа или образа группы людей, объединённых одними негативными реалиями (коллективный сатирико-юмористический образ
), а само явление даёт преимущественно общим фоном.
Есть в арсенале фельетонистов ещё одно весьма существенное изобразительное средство, которое отдельные исследователи и фельетонисты относят к категории образа, называя образом-тезисомили доминантой
. В качестве доминанты могут выступать определённые предметы (персонификация неодушевлённых вещей), пословицы, мифические сюжеты, различные компоненты материальной и духовной культуры. Причём это не разовое вкрапление, а своеобразный, повторяющийся на разных витках, сатирико-юмористический референт. Он во многих вариациях пронизывает произведение от начала до конца.
Не следует отождествлять доминанту с более простым приёмом ввода художественно-публицистической детали
, основанной на нарочитой реминисценции. Обычно с этой детали фельетонист начинает своё иносказательное повествование, используя её для «подсветки» основной темы фельетона или характеров действующих лиц. Чаще всего для этой цели заимствуются образы из широко известных художественных произведений. Весьма популярны среди фельетонистов так же мифологические герои и даже конкретные, овеянные биографическими парадоксами, исторические личности: Остап Бендер, Шерлок Холмс, Хлестаков, Плюшкин и другие. Это своеобразный метод «раскручивания» темы в фельетоне, метод параллелей
Похожие публикации:
Биография А.А. Блока
Александр Александрович Блок (1880 – 1921) принадлежал к кругу старой русской интеллигенции. Его отец был профессором – юристом и философом, а мать – переводчицей.
Родители разошлись сразу же после рождения ребенка, поэтому Блок воспитыв ...
Натурфилософские представления Тютчева о мире
Уже современники Тютчева называли его поэтом мысли. Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель.
И тем не менее его стихи, конечно, не иллюстрация философских иде ...
Тридцатые годы
По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушки ...