Тема материнства в творчестве М.И. ЦветаевойСтраница 3
Казалось бы, подобное сравнение с выдающимся, но человеком развенчивает Ариадну как божество, умаляет её достоинства. Но это не так, поэтесса "была влюблена в Наполеона Бонапарта, готова за него жизнь отдать – столетие спустя"(3; 28) Такое сопоставление лишь подтверждает силу любви М.Цветаевой к дочери. Отмечу, что это чувство не изливалось на Алю бесконечной нежностью, потаканием всем её слабостям, наоборот, мать становится к дочери все критичнее. Повзрослевшая Ариадна рассказывала, что однажды она нарисовала человечка и, гордая, позвала мать похвалиться. На это Цветаева ответила: "Пока что это урод. Нет, Алечка, плохо. Тебе надо долго стараться до тех пор, пока не получится"(3; 24)
Требовательность к дочери нашла отражение и в стихотворении: Ариадна теперь не просто божество, достойное поклонения, а посредница между высшими силами и людьми. Поэтесса даже поместила её между двумя стихиями: "С кремлевских высот/ Наблюдаешь ты ледоход " То, что Цветаева называет дочь "лебеденком", птицей, чувствующей себя одинаково хорошо и в воде и в воздухе, только подтверждает мои догадки.
Образы Кремля как символа Москвы – "города сердца" Марины Цветаевой, весенней реки, ледохода и дочери поэтессы теснейшим образом взаимосвязаны и образуют некую "цепочку", из которой нельзя вынуть ни одного звена, иначе смысл рассыплется. Образы Али и Москвы в художественном мире Цветаевой вообще очень тесно переплетаются. Вспомните хотя бы "Стихотворение о Москве".
В мирном граде сём
В дивном граде сём,
Где и мёртвой мне
Будет радостно, -
Зоревать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец! (1; 57)
Но не менее важна и картина ледохода. Недаром поэтесса помещает её в начале стихотворения и в самом конце его:
А лёд
Всё
Идёт…
Таким образом, всё стихотворение заключено в своеобразное "кольцо" ледохода и создает впечатление бесконечности: "лёд идёт" - и будет идти ещё нескончаемо долго. Но самое главное, как мне кажется, то, что ледоход представляет собой образ-символ. "Лёд идёт - вперёд" - Цветаева подчёркивает это при помощи повтора и внутренней рифмы – неостановимо, как жизнь, символизирует непрерывный поток времени – холодный, жестокий, опасный. Но он проходит, не в силах разрушить тесную связь двух родственных душ: матери и дочери.
В отличие от Ариадны, которая, как кажется, нашла гармонию и с собой и с миром, лирическая героиня терзается душевными переживаниями: "…мне-/ Письма читать дерзкие,/ Кусать рот…", "смертельно виски сжимать, /Как их вот сейчас сжимает/ Твоя молодая мать". В стихотворении "Четвертый год" Аля даже не догадывается о мучениях матери. Девочка впервые "становится маленькой", Цветаева не допускает её в свой, взрослый мир: "…тебе - в детскую, мне - письма читать дерзкие…". Мать ограждает Алю от преждевременных страданий, так как догадывается об их неминуемости в будущем. Эти догадки, почти переросшие в уверенность, хорошо представлены в произведении 1914 года: "…ты будешь…прелестной – и всем чужой", "но будешь ли ты – кто знает?- смертельно виски сжимать…" (курсив наш.- В.П.)
Однако именно Цветаева подталкивает дочь на путь, который считает достойным, несмотря на все трудности, предстоящие Ариадне.
Фраза " мимо дворцов, церквей, ворот-/ Вперед , лебеденок!" не только описывает движение льда, но и превращается в призыв к дочери. Её миссия нелегка – идти вперед и вести за собой остальных. М.Цветаева не только поддерживает Алю "-Ты меня любишь, Марина?/ -Очень!/-Навсегда?/-Да", но и благословляет на этот трудный путь.
В результате наших исследований мы пришли к следующим выводам.
1. Тема материнства – одна из ключевых в поэзии Цветаевой. До 1912 года она была представлена стихотворениями, посвященными матери самой Марины Ивановны Цветаевой, М.А. Мейн. Женщина ушла из жизни, когда старшей дочери, Марине, было 15 лет. Горечь ранней потери и объясняет трагичность большинства произведений, посвященных матери. Стихотворения, обращенные к Ариадне, более жизнерадостны. Поэтесса воспринимает девочку как чудо, данное свыше.
Похожие публикации:
Политика Сталина в области литературы в
20-е гг.. Политика
партии в области искусства в первые годы Советской власти
После 1917 года основными элементами перехода от “старого” нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззрению становились “научное знание” и “новая книга”. Именно на книгу (а шире - на литературу) возлагалась глав ...
Идейно – художественный замысел писателя и элементы композиции
Целостность – вот необходимое условие композиционного построения не только романа, но и любого художественного произведения. Излишние персонажи, эпизоды и детали, как бы не были интересны по себе, но если они не служат раскрытию идейного ...
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Е ...