Тема материнства в творчестве М.И. ЦветаевойСтраница 4
Проанализированные нами стихотворения не единичны. У М.Цветаевой есть целый цикл работ, посвященных как Ариадне, так и младшим детям: Ирине и Георгию. С появлением нового ребенка рождался новый мотив в лирике матери-поэта.
Стоит отметить, что особое внимание поэтесса уделяла одаренности дочери. Она не ошиблась: в дальнейшем Аля проявила себя как незаурядный художник, делала переводы, писала сама.
Не ошиблась М.И.Цветаева и в судьбе девочки. "Я прожила не свою жизнь!"- говорила потом Ариадна Сергеевна. Да и можно ли вообще назвать жизнью постоянные гонения, репрессии, восемь лет в лагере! И все же Ариадна издает последний сборник Цветаевой "Мой Пушкин", переводы "Просто сердце". Поэтесса зря боялась: "Когда-нибудь, прелестное созданье,/Я стану для тебя воспоминаньем". Тема материнства оказалась ключевой не только в творчестве М.Цветаевой, но и в художественном мире её дочери, А.С.Эфрон.
2. Лирическая героиня стихотворений, посвященных дочери, идентична самой поэтессе. На это указывают:
а) портрет девочки, в точности совпадающий с портретом Ариадны (особая деталь – огромные серо-голубые глаза);
б) упоминание М.И. Цветаевой своей профессии: "Ты будешь, как я - бесспорно - / И лучше писать стихи";
в) соответствие манеры общения матери и дочери в жизни и в стихотворениях (вспомним хотя бы необычное обращение "Марина");
г) сравнение ребенка с Наполеоном (две самые значимые фигуры в то время для 23-летней Цветаевой);
д) соответствие фактов из жизни Ариадны Эфрон фактам из стихотворений: "Четвертый год…" написано весной 1916 года, когда Але было 3,5 года; образ Москвы, Кремля не случаен: детская наивная просьба "купить кремлевские башни" описана в воспоминаниях А. С.Эфрон и в автобиографической прозе М.Цветаевой.
3. В художественном мире М.И. Цветаевой Ариадна представлена как яркая личность (сравнение девочки с выдающимися людьми и её способность оставаться при этом самой собой) и в то же время как продолжение матери, ведь Цветаева наделяет дочь и некоторыми чертами своего характера. Не случайно в стихотворениях так явны мотивы пророчества, горького и трудного пути, избранничества, завещания.
4. Эмоциональные впечатления, полученные Цветаевой в детстве, отразились на ее отношении к воспитанию дочери. Воспитание Ариадны было непохоже на воспитание, которое получила Цветаева. Если в семье Цветаевой личность ребенка подвергалась угнетению, то, став матерью, поэтесса сделала все, чтобы развить способности дочери: в 4 года девочку научили читать, в 5 – писать, к 6 годам она уже вела дневник (в работе мы использовали некоторые цитаты из него). Интересы маленькой Марины "подавлялись" властью матери, Ариадна же развивалась в том направлении, которое нравилось ей самой. Однако стоит отметить, что поэзия так же стала одним из увлечений девочки. Уже в 7 лет она напишет стихотворение "Мне", "Ваша комната", "Сереже".
5.В произведениях "Четвертый год…" и "Ты будешь невинной, тонкой…" ярко воплощены главные черты материнской педагогики Цветаевой:
- детство – главный период жизни человека, когда закладываются основы личности;
- мир ребенка – сложнейший мир, постичь который дано не каждому взрослому;
- отношение матери к ребенку строится не только на любви, но и на уважении его мыслей, чувств, мировосприятия;
- задача взрослого – не разрушая индивидуальности личности, помочь ребенку достичь совершенства;
- принцип построения взаимоотношений взрослого и ребенка – равенство, доверие, дружба.
Похожие публикации:
Приложение.
Окказионализмы, созданные В. хлебниковым.
1. Немь.
2. Лукает.
3. Закричальность.
4. Столика.
5. Упавном.
6. Мореречи.
7. Земец.
8. Свирел.
9. Хотель.
10. Кружеток.
11. Виденнега.
12. Крылышкуя.
13. Золотописьмом.
14. Лебедив ...
Первый Всесоюзный съезд советских писателей
В 1934 году всеобщее внимание привлек первый съезд писателей. Творческим методом советской литературы и советского искусства был объявлен “социалистический реализм”.
Сам по себе факт создания нового художественного метода не может быть п ...
Введение.
Чарльз Диккенс, величайший английский романист 19 в., бесспорно остается одним из самых известных писателей как в Англии, так и за ее пределами. Уже первые произведения, вышедшие в свет в середине 30-х гг. 19 в, принесли их автору широкую ...